Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Восемь больших школ эмэйского ушу
Пять направлений эмэйского ушу
"Пять цветков" - это пять крупных направлений эмэйского ушу.
Хуанлинское направление Распространено в окрестностях Чэнду, техническая манера совпадает с сэнмэнь и юэмэнь. О происхождении названия ("желтый могильный холм") есть четыре версии. Согласно одной, оно происходит от названия кумирни. По второй, в Чэнду находится могила императора Чжаоле (то есть Лю Бэя). По третьей, при династии Ции и годы правления под девизом "Цзяцин" это искусство преподавал даос Хуалин. По четвертой, направление пришло в провинцию Сычуань из провинции Шэньси, а так как в Шэньси похоронен предок всех китайцев Хуан-ди (Желтый Император), то отсюда и название.
Дяньиское направление Распространено на востоке Сычуани. В уезде Пэйлин есть пещера Дяньи (Прикосновения к Переменам), говорят что при династии Мин неоконфуцианец Лай Фуцзы в этой пещере изучал "И Цзин", отсюда и название. Перед Освобождением эта местность прославилась такими бойцами, как "силач Чэнь", "речные жерди", "летающий над травой". Техническая манера этого направления также подобна сэнмэнь и юэмэнь.
Цинчэнское направление Распространено на западе Сычуани. Название происходит от гор Цинчэншань. Цинчэншань - это священное для даосизма место, здесь немало даосов, занимающихся боевым искусством. Очень любит боевое искусство и здешний народ. Прославившиеся при династии Северная Сун Ван Сяобо и Ли Шунь происходили именно из Цинчэна.
Тефоское направление Распространено на севере Сычуани. Еще называют Юньдинским направлением. Названия, возможно, связаны с монастырями Тефосы (Храм Железного Будды) и Юньдинсы (Храм Упирающийся в Облака). Манера сходна с чжаомэнь и думэнь.
Циннюское направление Распространено на востоке Сычуани. Здесь во всех уездах распространен даосизм, находятся горы Циннюшань, много хороших бойцов, в народе широко распространена история о том, как "даос Цинню победил хэшана Хуанлуна". Согласно ей, в "Хочжутан" был хэшан Хуанлун, искусный в боевом искусстве. Он самоуправствовал, и в течение двадцати лет никто не мог ему противостоять. Однажды его неожиданно вызвал на бой старый даос Цинню. Дрались они три дня. В первый день хэшан, видя что старый даос слаб, рассмеялся: "победа не потребует большой силы!". В ходе боя даос постоянно уворачивался. На второй день оба и атаковали и защищались. На третий день старый даос сказал: "к бедному даосу вернулась сила неба", и он одним ударом победил хэшана. С тех пор Циинюское направление и прославилось.
Автор Шу Чжун перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк