Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог? - Конфуций

Прежде смерти не должно умирать. - Народная мудрость

Религия, мифология, философия

Что такое человеческое мировоззрение? Каковы его формы и откуда они берутся?

Откровенно говоря, это сложнейшие вопросы. Разрешить их под силу далеко не каждому, если это вообще возможно. Несмотря на эти видимые сложности, стоит все же попытаться ответить на вопрос: "Откуда берется человеческое мировоззрение?"

Рассматривая существование человека, необходимо учесть главные закономерности его развития. Отправной точкой является... момент зачатия человеческого существа. Уже эмбрион человека подвержен влиянию различных сил на протяжении всего периода внутри-Утробного развития. Следовательно, с самого начала человеческая жизнь обусловлена влиянием среды, в которой она находится. Находясь внутри организма матери, ребенок получает массу воздействий, которые передаются из внешней среды через мать.

Первым событием в жизни ребенка, которое способно подарить ему радость человеческого существования или отнять ее, становится рождение. Любой человек, миновавший этот этап благополучно и оказавшийся в сообществе живых, навсегда понесет в своем разуме сильнейшие впечатления, связанные с его рождением. Думаю, что для новорожденного факт его появления субъективно воспринимается как акт перехода "из тьмы в свет" Для ребенка это является "сотворением мира", которое воспринимается им символистически, то есть образно. Ведь он еще не владеет речевым общением и не ведет внутренний монолог (и тем более диалог). У новорожденного еще, собственно, нет мышления. В его мозгу лишь отражаются образы, навеянные ощущениями. А еще ребенок "ведется" генетически заложенной программой инстинктов которая призвана обеспечить его выживание в мире.

Инстинкты и связанные с ними образы "ведут" человека от момента рождения до момента смерти. Подчеркиваю: любого челе века, независимо от пола и национальности Поэтому триада "инстинкт — образ — переживание" является наиболее общей областью человеческого бессознательного. К. Г. Юнг своих работах называл эту триаду "коллективное бессознательное", выделяя, однако, и "любое бессознательное". Думаю, что перечисленные факторы являются одними из основополагающих в процессе создания мифов, сюжеты которых общи для всех народов и близки каждому отдельному человеку. Но тем не менее удельный вес "всеобщих" мифологических сюжетов становится незначительным по сравнению с сюжетами национальными, семейными и личностными. Не стоит также забывать сюжеты, продиктованные социальным законом, которые оказывают порой мощнейшее действие на культурные ареалы этносов. Вот о культурной среде мы и поведем речь в дальнейшем.

С момента первого вдоха новорожденного происходит "грубая" настройка его организма на совокупность внешних влияний: температуру, состав воздуха, давление, влажность, электромагнитные поля и, вероятно, на эмоциональную атмосферу, создаваемую матерью и людьми, присутствующими при родах, — вот это последнее влияние и называется социокультурным. Ребенок впервые слышит язык, на котором говорят его родичи, язык в данном случае выступает как главный признак принадлежности к нации и ее культурной традиции. С помощью языка формируется строй Мышления, присущий той культурной среде, в Которой появился новорожденный. Первое, что слышал русский младенец после своего появления, было заклинание бабки-повитухи: "Заря зарина, заря скорина, возьми с младенца все зыки и рыки, дневные и ночные". Это первый оберег, который должен был уберечь малютку от напастей. После ему будут петь колыбельные, рассказывать сказки; главное — разговаривать с ним.


Страница: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |

Просмотров: 68523



Copyright © 2009-2024 www.ВоинДуха.ru Программная поддержка - www.softout.ru


  Rambler's Top100

Разделы