Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Восемь больших школ эмэйского ушу
В начале династии Цин буддийский монах законоучитель Чжаньжань в "Записки об эмэйском кулаке" написал: "На дереве раскрываются пять цветков, пять цветков опираются на восемь листьев, чистых как эмэйская луна, озаряющая своим светом реки и озера".
"Эмэйская луна" - это знаменитое эмэйское направление ушу. "Пять цветков" указывает на пять крупнейших направлений эмэйского ушу, "восемь листьев" это восемь крупнейших школ эмэйского ушу. Эмэйское ушу идет наравне с шаолиньским и уданским, имеет древнюю историю, немало стилей уже утеряно, многое неисследовано, потому в последние годы автор общался в провинции Сычуань со старыми учителями и любителями ушу из народа, и представляет собранный материал.
Прежде, чем рассказывать о "пяти цветках" и "восьми листьях", рассмотрим вкратце особенности эмэйского ушу.
Особенности эмэйского ушу
С древних времен в знменитых буддийских и даосских монастырях провинции Сычуань в Эмэй, Цинчэн, Хуаянь, Цзуньу монахи помимо сидения в созерцании и молений Будде упражнялись с копьями и шестами, тренировали кулаки и ноги, постепенно формируя прославившееся на всю страну эмэйское ушу. Эмэйское направление вобрало в себя достоинства буддизма и даосизма, как даосское движение, так и буддийское созерцание, сформировав методы наработки, сочетающие движение и покой. Из соединения подобных мегодов наработки с кулачным искусством, методами владения оружием и приемами саньда в единое целое и сформировалось эмэйское ушу.
Параллельно с этим в течение многих веков среди жителей провинции Сычуань распространялись специфические методы тренировки.
В правилах эмэйского ушу равно прорабатывают движение и покой. В наработке движением есть 12 столбов: иероглифов "небо", "земля", суффикс "чжи", "сердце", "дракон", "журавль", "ветер", "облако", "большой", "малый", "уединенный" и "мрак". В наработке покоем есть шесть больших методов: "наработка тигриного шага", "наработка тяжелым ударом", "наработка съежившейся землей", "наработка подвешенным накатыванием", наработка нажатием на точки", "наработка черным весельем". Среди них в "наработке нажатием на точки" 36 форм методов нажатий на точки Небесной Выси обладают огромной силой, их можно использовать как в качестве лечебного массажа, так и для победы в бою.
Как говорил старый мастер ушу Чжао Цзыцю из провинции Сычуань, в эмэйском ушу - как и в шаолиньском, и в уданском - прорабатывают "тело и использование готовятся параллельно, внутреннее и внешнее нарабатываются параллельно", то есть совмещаются методы оздоровления и боевые техники, внутренняя и внешняя наработка. Однако манера у трех направлений различна, у каждого есть свои достоинства, их можно различить по трем позициям "внутреннее и внешнее", "жесткое и мягкое", "длинное и короткое".
1."Внутреннее и внешнее": в шаолиньском направлении уделяют большое внимание наработке каркаса, его называют "искусством внешней семьи". В уданском направлении большое внимание уделяют наработке дыхания, его называют "искусством внутренней семьи". В эмэйском направлении внутреннему и внешнему уделяют равное внимание.
2."Жесткое и мягкое": шаолинь славен жесткостью, удан славен мягкостью, в эмэйском ушу "жесткое - ломай, мягкое сворачивай", прорабатывают "жесткое и мягкое готовятся параллельно".
3."Длинное и короткое": в шаолиньском ушу много работают на длинной дистанции, в уданском на короткой, в эмэйском в равной степени используют и длинное, и короткое.