Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Хироказу Канадзава
Сэнсэй Каназава был вторым, кто закончил инструкторскую программу JKA, и многие считают его одним из самых искусных бойцов. Сформированное в результате строгой и тяжелой практики, его тело отражает десятилетия упорных занятий каратэ. Масатоши Накаяма использовал его технику в качестве модели для классической книги «Динамика Каратэ», Канадзава — пример мощности каратэдо на высочайшем уровне.
После преподавания каратэ на Гавайях и в Великобритании Канадзава принял решение создать свою организацию — Международную Федерацию Шотокан Каратэ-до (SKIF). Говорят, что, занимаясь только у настоящего мастера, можно понять каратэ. Хироказу Каназава — один из тех редких учителей, кто обладает способностью передавать младшим поколениям как духовную, так и физическую сущность этого искусства.
— Многие занимающиеся каратэ считают вас мятежником. Почему?
— Я не знаю. Каратэ, которое я преподаю, является продуктом более чем тридцати лет духовных и физических исследований в области применения боевых искусств. Возможно, из-за моего увлечения тай чи и кобудо некоторые каратисты смотрят на меня иначе. Также благодаря моему личному восприятию каратэ я преподаю для всех, не только для молодых и сильных. Для меня каратэ не имеет предела. Я всегда говорю, что каратэ является формой самоуправляемого терапевтического массажа. Это не просто вид спорта.
— Как вы начали заниматься тай чи?
— Во время моего пребывания на Гавайях, но занятия не носили регулярный характер. Позже я встретил г-на Янга, члена клана Янг, практикующего тай чи. Это очень известный человек, и, вероятно, его организация является лучшей в Японии. Я познакомился с ним, когда вернулся в JKA для изучения каратэ. Мне показалось, что он занимается каким-то другим видом боевых искусств, но он не сказал мне чего-либо. Потом оказалось, что он был мастером тай чи. Я начал заниматься у него в 1957 году и до сих пор не перестаю.
— У вас есть квалификация в тай чи?
— В тай чи Янг существует лишь 7 степеней, и у меня высшая. Я получил эту квалификацию много лет назад.
— Помогло ли вам тай чи развиться и лучше понять ваше каратэ?
— Я не занимаюсь тай чи не ради самого тай чи, а для каратэ. После начала занятий я начал понимать, как охранять и укреплять здоровье, разум и дух. В самом начале тай чи было для меня очень сложным, я не мог избавиться от перенапряжения и заставлял себя расслабить все мышцы. Знаете, я пытался совместить тай чи с каратэ, что неправильно. Этот тип тренировки очень важен в каратэ, но лишь в случае 50–60 ударов в полную силу каждой рукой. Очень важно развивать мощь, скорость и кимэ. Я помню, как вывихивал свои суставы на занятиях. Однажды я пошел к доктору, который заживил все травмы и перебинтовал мои руки! Мой сэппай пинком вышвырнул меня из додзё!
— Вы изменили каратэ, что преподаете?
— Нет, но я пытался вернуться к его корням. Не у кун фу, а к кон фу. Кон фу — оздоровительные упражнения для разума и тела. Дарума разработал дзен-упражнения для развития внутренней силы. Это очень тяжелая тренировка, и ученики не должны останавливаться, иначе они никогда ничего не поймут. История знает примеры, когда оздоровительные упражнения использовались в качестве самообороны. Я не изменял каратэ, а просто держал его в рамках исторических традиций.
— Почему многие каратисты сталкиваются с проблемами в поясничном отделе позвоночника?
— Главная причина — недостаточное внимание к своему здоровью. Большинство занимающихся ограничивают заботу о себе во время тренировок. Необходимо принимать соответствующие меры предосторожности задолго до возникновения проблемы. Занимаясь каратэ, как машина, без надлежащего расслабления, правильных положений и дыхания, можно вызвать проблемы. Вот почему мое каратэ является комплексом упражнений для восстановления и поддержания здоровья. Каратэ должно улучшать здоровье, а не вредить ему.
— Что вы думаете о включении каратэ в программу Олимпийских игр?
— Спорт хорош до тех пор, пока расценивается как развлечение, которое всегда можно оставить, чтобы вернуться к будо каратэ. Сами по себе соревнования вредят искусству, т.к. приводят к недопониманию. Спорт открыт и доставляет удовольствие. Заниматься же каратэ далеко не всегда приятно, поскольку всегда трудно делать правильные вещи. Каратэ занимаются для себя. В спорте мы побеждаем соперника, в каратэ — самого себя. В будо хороший исполнитель ката должен быть хорошим бойцом. Для реализации духа будо необходимо быть хорошим как в ката, так и в кумитэ — обе стороны должны быть изучены. Очень важен баланс позитивного и негативного. Хорошие вещи всегда приходят парами. В спортивном каратэ каждый может быть хорош только в ката или кумитэ. Ката должны производить впечатление судей, но в то же время не может быть изменена эстетика для создания декораций.
— Считаете ли вы, что для изучения каратэ очень важно поехать в Японию?
— Не для техники, а для философии, отношения и духа.
— Какие пункты преподавания являются наиболее важными для вас?
— Дыхание, перемещения и своевременность, но все же дыхание в первую очередь. Первое, что мы делаем в этом мире, это дышим; но 90 процентов населения не знает, как дышать правильно. Есть дышать неверно, тело и разум будут также работать плохо. Существует очень сильная взаимосвязь. Контролируя свой дух дыханием, вы должны всегда думать и пытаться изучать этот жизненно важный аспект, т.к. дыхание является центральной частью жизни. Я всегда выделяю философский и оздоровительный аспекты каратэ, а также пытаюсь объяснить причины, стоящие за техникой. Например, когда я преподаю цуки, я не демонстрирую удар на ком-либо, я связываю движение с животом человека, его центром. Я объясняю, что во время цуки необходимо держать голову прямо, т.к. это восстанавливает здоровье благодаря доставке в клетки головного мозга крови, обогащенной кислородом. Используя правильное дыхание, хара, концентрация и удар создают небольшую вибрацию в позвоночном столбе, который связывается с мозгом и производит эффект массажа. Помните, что базовые движения должны благоприятно сказываться на здоровье; в противном случае они причиняют вред жизни человека. Я могу привести пример. Исполнение фумикоми в ката тэкки изгибает основание позвоночника, являющееся нервным центром, стимулирующим внутренние органы. Двести лет назад быть буши было нормально. Это значило быть сильным, не заботься о своем здоровье и о чем-либо другом, т.к. были постоянные бои на смерть. Каждый должен был быть сильным и не бояться столкнуться лицом к лицу с повседневной жизнью. Теперь многое изменилось в обществе, и гораздо важнее быть здоровым как физически, так и душевно. Мы должны быть дружелюбны, сохраняя при этом дух бушидо.