Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Киай-дзюцу
Ну что же, следует попросить товарища, который никогда не слышал о "ки", чтобы он как можно сильнее напряг все мышцы. Тогда поднять его не составит большого труда. Затем попросим его полностью расслабиться, как будто через мгновение он должен потерять сознание. С уверенностью можно сказать, что на этот раз мы поднимем его с большим трудом.
Тайны "ки" в виде загадочной энергии попросту не существует. Она состоит в безупречном приеме, по-мастерски исполненном. Как говорят каратисты - нет ничего удивительного в том, чтобы разбить двадцать черепичин, а искусство состоит в том, чтобы в воздухе ребром ладони рассечь на двое лист из школьной тетради.
Кроме всего прочего, "киай" выполняет в боевых искусствах еще одну роль. Речь идет о напряжении мышц живота, которое защищает эту область тела от возможного контрудара, а также для уменьшения боли, которая может возникнуть в столкновении с противником. А то, что возглас помогает переносить боль, известно каждому.
"Киай", выраженное возгласом, является также способом придания надежды и смелости самому себе. До недавнего времени все армии мира, идя в атаку, кричали как одержимые, даже когда враг был слишком далеко для того, чтобы его можно было поразить криком. Киай-дзюцу является искусством воздействия не только на противника, но и на себя.
Звук человеческого голоса, окрашенный страхом или отчаянием, вызывает мгновенное беспокойство, "звериные" окрики, дикие и хриплые - испуг и даже ужас. Заключенная в них примитивная ненависть, дикость и необузданная агрессия способны вывести из равновесия людей даже с так называемыми стальными нервами. Интересно то, что в качестве постоянного метода киай-дзюцу возникло в Японии в средневековье, и по-видимому, оно неразрывно связано с фехтованием. Здесь получение хотя бы мгновенного психического или физического преимущества давало возможность для выполнения определенного удара. Даже в современном спортивном каратэ, несмотря на всю условность поединка, психологический эффект хорошо выполненного "киай" кажется довольно выразительным.
И наконец возможно ли киай-дзюцу как искусство побеждать одним лишь криком или угрожающим жестом? Всякая борьба, обусловленная какими-либо правилами, не позволяет киай-дзюцу проявиться как самостоятельному искусству, потому что существует своего рода психологическая ширма, которая действует так, как решетка в зоопарке. Даже когда огромный тигр погружает на нас взгляд своих красивых и одновременно ужасающих глаз, мы спокойны и с аппетитом уплетаем мороженое. Однако, если мы находимся в бамбуковом лесу Индокитая, даже от тихого мурлыкания у нас встают дыбом волосы на голове, не говоря уже о встрече с животным. Киай-дзюцу, как искусство, возможно только в реальной борьбе, в синкэнсёбу-но-ката - в войне не на жизнь, а на смерть. В этой ситуации не только возглас, но даже некоторые жесты, либо полный решимости взгляд могут решить борьбу до того, как она началась. Знаменитые фехтовальщики были известны тем, что умели подчинить себе противника лишь взглядом, без единого жеста или слова.
Когда говорят о киай-дзюцу как об искусстве, можно легко представить себе ситуацию, в которой дикое, примитивное и хриплое "киай", выполненное резко и с предельной решительностью, может выбить оружие из рук противника или вызвать у него потерю сознания. Следует заметить, что очень многое зависит от тренировок. Возможности, скрывающиеся в человеческом голосе, прямо-таки необычны, иногда их талантливо используют актеры.
Боевое "киай" состоит не в том, чтобы "рыкнуть, сколько есть силы в легких", а в умении выразить в этом звуке заряд эмоций - информации грозной, устрашающей, говорящей о решимости и силе мастера.