Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Киай-дзюцу
Примером тому может быть прием в каратэ, называемый ой-цуки или "прямой удар с шагом". Несмотря на кажущуюся легкость и относительную простоту, это один из самых трудных приемов "искусства кулака" в смысле точного координирования во времени и пространстве.
В процессе тренировки упражняющиеся должны прежде всего овладеть приставным шагом. Освоив тонкость этого движения, переходят к ударам на месте, которые в каратэ также являются трудным приемом. Наконец они соединяют шаг с ударом и... у 99% начинающих каратистов попадание в цель наступает через долю секунды после задержания шаговой ноги. И это - фундаментальная ошибка, потому что оно должно на долю секунды опережать задержание ноги!
Что решает эта разница? Удар в тот миг, когда вперед движется не только рука, но и все тело, подобен удару дышлом, подталкиваемым, скажем, 80-килограммовой повозкой. Ударяя мгновением позже, мы оперируем массой только одной руки, а это огромная потеря. Немаловажно учитывать и скорость. При правильно выполненном ударе она равняется векторной сумме скоростей руки и тела. Допустим, 4 м/сек+ 8 м/сек- 12 м/сек - показатель техники мастерства. Но если задержать движение тела хотя бы на мгновение, скорость удара уменьшится сразу на одну треть.
Для наблюдателей, не знакомых с тонкостями приемов каратэ, ой-цуки двух тренирующихся кажутся одинаковыми, хотя результат, например, удар в мешок, будет диаметрально противоположным! И если мы скажем, что просто-напросто мастер умеет освобождать свою "ки" и что именно она, "внутренняя энергия", отбросила мешок, то многие поверят в это...
Давайте посмотрим, как это понятие вводится в общественное сознание. Цитируемые ниже фрагменты взяты из статьи о Цутомо Осима, известном японском каратисте, ведущем занятия в своей школе в Южной Калифорнии. Вот что пишет журналист. "Осима - худощавый, подвижный человек. Он разговаривал с нами в кабинете на предложенную тему и вдруг прервал беседу. "Позвольте мне показать то, что я имею в виду, говоря о силе "ки", - попросил он. Сняв с руки часы и осторожно положив их на стол, он подошел к нам. Двигался он быстро и энергично, как человек, чем-то переполненный и страстно желающий это "что-то" выдать из себя... "Разрешите мне привести один пример, - сказал Осима. - Если я стану спереди и легко вас толкну, то с вами ничего не произойдет". Он быстро подошел ко мне и толкнул меня в грудь. Эффект был таким, как он говорил, то есть почти никакого. Его длинные блестящие черные волосы упали на лоб, и он резко отбросил их назад. "А сейчас сделаем с "ки". Я напряг мышцы в ожидании. Немного отступив назад, он снова слегка ударил. Удар был нанесен с расстояния нескольких дюймов, и мне казалось, что силы в нем было не больше, чем в первом случае. Но я закачался так, что ударился плечом о стенку. По-видимому, я выглядел перепуганным, потому что Осима радостно хлопнул в ладони и показал на меня пальцем. "Видите, вот это то, что я понимаю под "ки". Слегка помассажировав место удара и почувствовав всю его интенсивность, разгоравшуюся во мне все глубже и распространявшуюся по телу, я думал о том, как долго это будет продолжаться. Наконец жар внутри прекратился, но еще в течение получаса мне казалось, что удар пришелся в середину грудной клетки. Затем Осима вышел на середину комнаты и попросил, чтобы я его поднял. "Попробуйте, пожалуйста! - сказал он. - Это просто: мой вес - всего 146 фунтов (59,5 кг)". Я без труда поднял его. "А попробуйте меня поднять сейчас, когда я употреблю против вас мое "ки". Я схватил его под локти и попробовал поднять. Он даже не двинулся с места. Я пробовал еще и еще, но с каждым разом он казался мне все более тяжелым, как будто врос в землю. "Смелее! - побуждал он меня. - Ведь мой вес такой же, всего 146 фунтов. Почему Вы меня не можете поднять?" Я признался, что не знаю".