Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Капоэйра
Кроме карнавального и спортивного, существует еще боевой раздел. Там изучается противостояние "один против нескольких", "безоружный против вооруженного", а главное (специфика жанра!) - "связанный против свободного". В последнем варианте капоэйра достигает высот, сравнимых с лучшими результатами Востока. Но все-таки это - "силовое" единоборство, а значит и возраст ограничен, и пол... Женской капоэйры не существует, это было бы нечто вроде модного теперь женского бокса: еще не боксеры, но уже не женщины.
Раньше в капоэйре существовал "расовый барьер". Сейчас он снят, но лидируют по-прежнему темнокожие спортсмены. Не то традиции сказываются, не то потенциал негритянских атлетов (а он высок и общеизвестен). На сегодняшний день не было ни единого случая, чтобы белый капоэйрист завоевал чемпионский титул.
Капоэйра, в определенном смысле, уникальное явление. Достаточно сказать лишь одно: это, по-видимому, единственное боевое искусство, которое сумело достичь достаточно высокого уровня исключительно на основе собственных источников. Все единоборства Евразии так или иначе прошли этап обмена опытом, взаимного обогащения. Капоэйра же с самого начала оказалась в жесткой изоляции. По вполне понятным причинам раб ничему не мог научиться у белых хозяев (к тому же последние если чем и владели, то европейским боксом и фехтованием, а у капоэйры совсем другая база). С индейцами черные рабы тоже практически не общались.
Предки капоэйры и в Африке не отыскиваются. Большинство рабов попадало в Бразилию из португальских колоний: Мозамбика и Анголы. Один из двух основных стилей современной ка-поэйры даже именуется "ангольским", но это современное название: черные рабы свою прародину так не называли, да и вообще она не существовала тогда как единая страна (второй большой стиль называется "региональным").
Так или иначе, в Анголе не удается найти прототип, "ангольского" стиля. А вот в Мозамбике дело обстоит немного лучше: там обитает одно из зулусских племен (шангаан), практикующее боевой танец "гийя", отдаленно напоминающий ка-поэйру. Но именно отдаленно. Пожалуй, больше всего на прото-капоэйру походят боевые танцы Сенегала. Однако оттуда в Бразилию рабов не вывозили...
Итак, на Черном Континенте, в лучшем случае, можно встретить лишь отдельные "компоненты" этого уникального единоборства. Тем выше его ценность.