Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог? - Конфуций

Прежде смерти не должно умирать. - Народная мудрость

Звериные стили ушу



Подражание "образу и форме" можно встретить в сотнях стилей ушу. Например, в стиле шаолиньцюань одним из самых мощных технических действий считался прием "яростный тигр вырывает сердце" - резкий прыжок вперед и удар "лапой тигра" снизу вверх. В стиле мицзунцюань ("стиль тайного следования") есть много движений, название которых связаны с мифической птицей Феникс - "Феникс взлетает с красной горы" - одновременный удар коленом и кулаком, "Красный Феникс расправляет крылья" - одновременные блок одной рукой и удар другой.

Во время выполнения таких движений следует представлять образ данного животного. Характерно, что большинство стилей сянсинцюань рекомендовалось изучать в "подходящем месте". Так, "стиль Змеи" - в высокой траве или скалистом ущелье, "стиль Журавля" - на берегу озера. Весь этот декор из обстановки и движений был призван навеять прежде всего внутренний образ, уже не зависящий от внешней формы, а потому и называемый "бесформенным". Истинный мастер сянсинцюань не зависел от обстановки, ему не надо было досконально вопроизводить характерные движения животного, так как его образ вошел уже в плоть и кровь. Этому соответствует сентенция основополагающего даосского трактата "Дао дэ цзин": "Великий образ не имеет формы", поэтому учитель ушу воплощал собой некий Великий образ, независимо от того, какой конкретно стиль животного он практиковал. Это было похоже на некую драгоценную жемчужину, скрывающуюся в сердцевине бойца ушу. Один из речитативов ушу говорит об этом так: "Форма и бесформенное сочетают в себе абсолютно ложное и доподлинно истинное. Внутри формы таится игла, а в ее сердцевине - учение о сокровенном".

Каждое направление ушу включало несколько стилей группы сянсинцюань. Как же проходило обучение этим стилям? Оно подразделялось на три основных этапа. На первом этапе учителя советовали ученику имитировать лишь внешний облик подражаемого объекта, что называлось "овладеть формой" (сянсин). В "стиле Обезьяны", например, ученик, не изучая никаких боевых движений, учился срывать персик как обезьяна, подражать мартышке, дрожащей от холода, прыгающей от радости. В стиле "Когтей Орла" (инь-чжао) боец бил крыльями как птица, падал на песок, будто орел атакующий добычу. В "стиле Змеи" (шэцюань), тренируя гибкое тело бойца, учитель советовал ученику "оборачиваться вокруг камня".

Затем начинался второй этап обучения, на первый взгляд, прямо противоположный по своему характеру первому. Он носил название "отойти от формы" (лисин). В китайской эстетике есть выражение: "Отходя от формы достигаем схожести". Отход от формы как от некоего канона, есть закономерный процесс творчества. Но прежде чем отойти от него, надо обрести эту форму, то есть в полной мере освоить базовые упражнения. В противном случае школа подменялась выдумками занимающегося, питающего иллюзию, что он якобы практикует ушу.

Китайские мастера учили "не отходя от формы, оторваться от нее". Это парадоксальное на первый взгляд утверждение постигается лишь в процессе тренировки. Боец не должен "переигрывать", увлекаясь чисто внешней имитацией формы. Один из известных мастеров "стиля обезьяны" (хоуцюань) Ся Инпэй вспоминал, как он сначала подражал лишь повадкам и ужимкам обезьяны, затем стал замечать, что и его дух стал подобен внутреннему состоянию играющей и сражающейся обезьяны. Затем он потратил много времени на совмещение внешней формы и внутреннего образа, а потом "забыл о том и о другом".

Страница: 1 | 2 | 3 |

Просмотров: 12516



Copyright © 2009-2024 www.ВоинДуха.ru Программная поддержка - www.softout.ru


  Rambler's Top100

Разделы