Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Единоборства востока на западе
Это те виды боевых и спортивных единоборств, которые пришли на Запад (и в СССР) из стран Дальнего Востока (Японии, Кореи, Китая), а также из Юго-Восточной Азии (Таиланда, Вьетнама, Бирмы, Филиппин, Индонезии).
В 50-ые годы наиболее популярными на Западе единоборствами восточного происхождения были дзю-дзюцу и дзю-до, в 60-ые каратэ, в 70-ые тхэквондо, в 80-ые ушу. К 90-м годам интерес к ним значительно снизился, хотя выбор сейчас широк, как никогда: к названным видам добавились тайский бокс (муай-тай) и вьетнамские боевые искусства (во-вьетнам), ниндзюцу и хапкидо, пенчак-силат и куксульвон, арнис и бандо, циньна и каляри-ппаятт.
Понимание причин снижения популярности каждого из видов восточных единоборств по отдельности, и всех вместе взятых, необходимо любому, кто серьезно ими интересуется. В этом процессе просматривается ряд закономерностей.
Выделим только одну из них, связанную с превращением боевых искусств в спортивные единоборства.
Когда какое-либо восточное боевое искусство попадает на Запад, оно поначалу пользуется все большей популярностью. Секции растут, как грибы после дождя. Проводятся десятки и сотни показательных выступлений. Это стихийное развитие в определенный момент достигает такой степени, что возникает необходимость создания центральных институтов, обеспечивающих организованность движения. Затем наблюдается многолетний период большой популярности. Организации укрепляются, приводятся в порядок правила, ограничивается "партизанщина" в области присуждения степеней, достраиваются те институты, которые неотступно связаны с современными спортивными дисциплинами - медицинские и судейские комиссии, центры подготовки, спортивные классы, классификация участников соревнований, создаются кадры...
Апогеем этого организованного процесса является фаза начала кризиса. Наплыв в секции и клубы постепенно уменьшается, тают ряды тренирующихся. Наступает момент, когда дисциплины, ранее насчитывавшие десятки тысяч в своих рядах, объединяют несколько сотен спортсменов. О динамическом развитии уже не может быть и речи. Каковы же причины такой закономерности? Сначала восточное боевое искусство завораживает своей новизной и таинственностью. Кажется, что достичь мастерства можно за короткое время, можно освоить тайные приемы, обладающие чрезвычайной эффективностью. Ну кто не хотел бы узнать этот способ?
Тренировки приносят, однако, разочарование: "узнать" - это не то же самое, что и "научиться". Работа, работа, все время работа, избитое тело, удушье в легких, натруженные мышцы, соленый вкус пота и пыль с пола додзё - вот реальность тренировок. Занимающийся чувствует себя окончательно замученным конём. Из секции начинают уходить те, кому такие занятия не по плечу физически.
Затем уходят те, которых интересовала лишь новизна, экзотика, т.к. их мотивировка ослабевает, не поддерживает морально и перестает вдохновлять к работе.