Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Дуаньда
Китайское слово "дуаньда" состоит из двух иероглифов. "Дуань" - короткий, "да" - бить, удар. Таким образом, это слово обозначает технику ближнего боя, основанную на коротких, энергичных приемах, преимущественно на ударах и толчках.
1. Происхождение приемов дуаньда
В древности Китай вел нескончаемые войны, и это заставляло людей изучать искусство самообороны. Только владение навыками рукопашного боя давало человеку возможность сохранить себе жизнь, победить врага. Поэтому правители страны поощряли развитие боевых искусств, заботились о том, чтобы каждый воин постоянно совершенствовался в них. Выдающийся полководец эпохи Мин Ци Цзигуан (1528 - 1587) в "Наставлении о подготовке солдата" говорил: "Совершенствовать свое боевое искусство надо не потому, что ты находишься на государственной службе и это входит в круг твоих обязанностей. Если ты умелый боец, ты убьешь врага, а не он тебя. Поэтому не повышает боевое мастерство только тот, кому надоело жить".
Он же неоднократно указывал, что различные вычурные стили ушу, не имеющие боевого значе ния "не надо изучать", и выступал за жесткий, чисто прикладной вариант техники единоборства. Такой подход к боевым искусствам способствовал развитию рукопашного боя дуаньда. Однако конфуцианцы, буддисты и даосы - эти три главные общественные силы старого Китая - всегда стремились ограничить развитие жесткой, даже жестокой по своему характеру системы дуаньда. Они пытались направить ее развитие по тому же пути, что и всех остальных разновидностей ушу - в русло оздоровительной гимнастики и комплексов формальных упражнений (таолу), не имеющих никакого практического значения для боя.
Последователей школы дуаньда всегда было относительно немного. В основном, ими являлись профессиональные военные и стражи порядка. Это нетрудно понять: ведь основная цель данной школы состояла и состоит в практическом использовании боевого искусства. А людей, способных к бою не на жизнь, а насмерть, всегда было гораздо меньше, чем тех, кому доступны оздоровительные и показательные упражнения.
Еще одна причина меньшей известности дуаньда по сравнению с народным и спортивным ушу заключается в том, что для освоения техники этой системы, глубокого понимания ее принципов, обязательно требуются сведущие наставники и способные партнеры. Оздоровительные и формальные комплесы можно всю жизнь практиковать в одиночку. О приемах дуаньда такого не скажешь. Сыграло пагубную роль и прямое запрещение школ дуаньда в годы "культурной революции". В тот период поощрялись и развивались только оздоровительные и зрелищные виды ушу.
Итак:
1. Дуаньда - древняя, исконно китайская система ближнего боя голыми руками;
2. Она предназначена, в первую очередь, тем людям, чьей жизни и достоинству постоянно угрожает опасность;
3. Дуаньда практиковали и практикуют в основном военнослужащие и защитники правопорядка;
4. В широких народных массах Китая эта система известна гораздо меньше, чем оздоровительные и зрелищные системы народного или спортивного ушу;
5. Причины меньшей популярности дуаньда по сравнению с ушу заключаются в следующем: не всем эта система нужна; не всем она доступна; традиционные китайские учения отвергали ее как нечто варварское; официальное руководство страны ряд лет запрещало ее. Однако дуаньда живет, ибо повседневная действительность, весьма далекая от совершенства, снова и снова требует от множества людей умения защищать себя, своих близких, а также общественный порядок.