Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать. - Народная мудрость
По существу, то, что было раньше жёсткой грубой техникой, сгладилось и очистилось на основе кругового движения, и техника, требовавшая большого пространства, уместилась в небольшую сферу. Это, возможно, одно из оснований, позволяющих рассматривать Айки-до как утончённое искусство.
Нужно обязательно отметить, что сферическое движение в Айки-до развивалось не для очищения искусства и не для создания пассивной системы защиты. Реальная цель была позитивной и агрессивной: превзойти и подавить силу противника. Айки-до родилось из споров по поводу ответов на такие жизненно важные вопросы как: "Что мне делать при нападении кого-то физически более сильного, чем я? Как я могу победить противника не используя никакого оружия? Не возвращаясь к жестким силовым или психологическим методам и сохраняя верность основам бу-до, что можно считать наиболее рациональным путём достижения превосходства над противником? Короче, как мы можем организовать защиту от того, кто превосходит нас по массе, силе и опыту?"
Принцип и использование кругового вращения как базы Айки-до были найдены Учителем Уэсиба в ответ на эти вопросы и были разработаны им как современный вызов традиционным боевым искусствам. Основатель занимался разными видами дзю-дзюцу, такими как школы Кито и Дайто, и учился древнему искусству владения мечом в школе Синкагэ.
Неудовлетворённый тем, чему научился, он на основе интенсивной тренировки на базе философии нэн добился свободного непроизвольного проявления личности в круговом движении. Принцип классического дзю-дзюцу, по которому мягкий побеждает грубого, а гибкий – жёсткого, был использован Учителем Уэсиба в его понимании Айки-до, но с существенным отличием. В древнем дзю-дзюцу учили: "Когда вас толкают - тяните, когда тянут - толкайте вперёд". С учётом сферичности движений в Айки-до это звучит: "Когда вас толкают - разворачивайтесь и двигайтесь по кругу, когда тянут - делайте вход круговым движением". Это значит, что в ответ на движения противника нужно двигаться по кругу, а движение по кругу позволяет сохранить и стабилизировать центр тяжести, создавая устойчивую ось вращения. Одновременно, центр тяжести противника смещается ,и, теряя центр, он теряет и свою силу. Тогда над ним возможна быстрая и полная победа.
На языке Айки-до этот момент связывают в основном с движениями корпуса, включающими вращение и повороты, известными как таи-сабаки, базовая техника которых - это вход, или, точнее ирими-иссоку - "вход одним шагом", основанный на принципе кругового движения. Из положения ханми лицом к лицу с противником, при его движении вперёд, нужно уклониться от прямой атаки и войти в просвет, находящийся вне его поля зрения - так называемый "мертвый угол" - сикаку. Ключевой момент здесь - быстрая уверенная работа ног, за счёт которой собственный центр подавляет центр противника. Базовая техника входа предусматривает удар в незащищённую точку тела противника (атэми), но при достаточно высоком уровне подготовки могут выполняться и различные другие движения (такие, как ирими-нагэ, ирими-тэнкан, ирими-отоси).
Как я уже отметил, ирими - это базовый элемент кругового движения, основное значение в котором имеет сохранение устойчивого положения собственного центра тяжести. В реальной ситуации, чтобы изменить соотношение сил в свою пользу, нужно выполнять вход, полностью используя энергию ки для смещения центра противника. Любой ценой следует избегать малейших колебаний при входе в момент прямого удара. Здесь есть и другие важные моменты, но поскольку в этой книге не предусмотрено детальное объяснение техники, мы отошлем вас к соответствующим учебникам.
Если ирими представляет собой выражение в технике боевых искусств характерных особенностей бу-до, то правильные движения корпуса, таи-сабаки, символизируют воплощение основных черт Айки-до в движении, ведущим к гармонии динамической сферы. Безусловно, техника движений корпуса основывается на духовном единстве с системой космоса и динамическом единстве с постоянно меняющейся Вселенной.
Как мы уже сказали, движения корпуса в Айки-до основаны на принципе кругового движения. Точно так же, как в случае сферы, центр устойчив и движение исходит из этой неподвижной точки. Это сферическое движение может преодолеть любую противоположно направленную силу за счёт техники идущей от центра - изящной, но наполненной бесконечной энергией. Для объяснения движений Айки-до можно привлечь законы физики, например, понятия центробежной и центростремительной силы, но присущая им красота достигается на основе единства ки, разума и тела. Поскольку они связаны с проявлениями личности как целого, анализ отдельных компонентов не внесёт ничего нового в наше понимания и, тем более, не повысит мастерство.
Занимающийся Айки-до на тренировках основное внимание уделяет отработке и совершенствованию техники кругового вращения, включая в свою работу базовый принцип Айки-до путём постоянной тренировки. При движении он или она становится подобен крутящемуся волчку, имеющему устойчивый центр, никогда не теряющему равновесия. Когда подобное состояние достигнуто, то можно считать, хотя, возможно, ученик этого полностью не осознает, что достигнуто соединение системы "ки-разум-тело" и Вселенной.
На этом мы перейдём к другим важным вопросам, связанными с постижением Айки-до, но в последующем мы ещё неоднократно будем возвращаться к философии Айки-до, к философии единоборств, а также к вопросам тренировки сознания и ума человека в практиках единоборств.
Copyright © 2009-2024 www.ВоинДуха.ru | Программная поддержка - www.softout.ru |