Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать. - Народная мудрость
Когда тебя атакуют, объединяй верхнюю, среднюю и нижнюю части своего тела. Входи, поворачивайся и сливайся со своим противником спереди и сзади, справа и слева."
Давайте теперь рассмотрим слова О-сэнсэя в свете тех принципов, в которых работает человеческое тело.
“Правильная поза отражает правильное состояние ума”. Когда человек спокоен и его ум находится в спокойном состоянии, то и поза человека отображает его внутреннее состояние. Как правило, руки человека в такой позе свободно опущены, ступни ног расположены довольно близко друг к другу, спина прямая и ненапряжённа. Именно в такой позе О-сэнсэй и демонстрировал своё искусство. (Сравните с позами, которые мы часто видим в пособиях по Айки-до: руки подняты перед грудью, пальцы напряжены и растопырены, ноги расставлены для обеспечения мнимой устойчивости. Такая поза отражает только напряжение ума человека, но не его спокойствие).
“Ключ к хорошей технике - в том, чтобы держать кисти рук, стопы и бёдра прямыми и центрированными.”. Для того, чтобы человек смог свободно двинуться в любом направлении, проекция его центра тяжести должна находиться в центре площади фигуры, образованной его стопами. Если человек находится в такой стойке, когда проекция центра тяжести смещена к какой-либо ноге, стойка теряет свободу передвижения: если, например, человек переносит центр тяжести на ногу, которая стоит спереди, то двигаться назад будет довольно тяжело, так как возникает необходимость к перегруппировке тела, на что в некоторых ситуациях попросту нет времени. Чем ниже стойка человека - тем выше его устойчивость, но ниже подвижность; чем выше стойка - тем ниже устойчивость, но выше подвижность (человек, у которого ступни ног поставлены вместе вообще лишён и подвижности и устойчивости). Те низкие стойки, которые мы привыкли наблюдать во многих единоборствах - это результат работы с грубой физической силой. Например, в момент удара рукой, человеку просто необходимо стать в широкую стойку, в противном случае он будет отброшен назад своей же силой (по закону сохранения импульса). В Айки-до же нет противодействия силе противника, как и нет передачи усилия, так как в Айки-до не работают с весом противника. Когда нагэ проводит техники, он работает максимум с весом руки укэ, а всем остальным телом укэ управляет сам. Поэтому и стойка у нагэ естественная, ненапряжённая и высокая. Ноги в такой стойке не сгибаются, а лишь слегка пружинят в коленях для обеспечения плавности передвижений. Руки в стойке также прямые, но не протянуты перед собой, а свободно опущены. Изначальная расслабленность даёт возможность практически мгновенно выполнить любое движение, что так важно для немедленного реагирования на атаку.
“Когда тебя атакуют, объединяй верхнюю, среднюю и нижнюю части своего тела. Входи, поворачивайся и сливайся со своим противником спереди и сзади, справа и слева”.
В Айки-до важным фактором является согласованность движений всех частей тела. Если выразиться терминами ки, в Айки-до требуется наполненность энергией ки всех частей тела, причём источником этой силы всегда должна быть хара (центр) . Если айкидока не наполнит энергией ноги или руки, или теряет центр, то его стойка при проведении техники будет крайне неустойчива, а самому айкидоке для восстановления своей позиции придётся применить грубую физическую силу, которая выразиться в напряжении мышц, а это в свою очередь будет сковывать его движения. Но даже если айкидока будет выливать свою ки мощно и постоянно, но применит её не в мягкой, а в жёсткой форме, то это уже не будет Айки-до. Применение жёсткой ки может привести к тяжёлой травме или даже к смерти нападающего, что абсолютно не приемлемо в Айки-до, целью которого является защита всего сущего на Земле.
И последний момент, на котором мы хотели бы подробно остановиться – это сферичность всех движений.
"Если ты центрирован, то можешь двигаться свободно. Физический центр - это твой живот; если там же сосредоточишь свой ум, тебе обеспечен успех в любом предприятии”. Человеческое тело имеет множество осей и центров вращения. В некоторых суставах (плечевых, кистевых, бедренных) человек может совершать сферические движения, а центром такого движения является точка. Но в основном человек совершает вращательные движения вдоль осевых линий (при сгибании в пояснице, при поворотах туловища, при сгибании в локтевых и коленных суставах). А если мы рассмотрим человеческое тело с точки зрения непрерывности навивки мышечных волокон на его скелет, то увидим чётко обозначенный общий центр - в районе пупка. Как показывает практика, люди, у которых слабые мышцы живота, не могут совершать сильных и энергичных движений (даже если у них развиты другие отдельные мышцы). Но если у человека мышцы живота сильные и упругие, то люди могут проявлять впечатляющие способности (несмотря, иногда, на их кажущуюся внешнюю неразвитость всего тела). Практически все религиозные и философские учения Востока связывают с животом свои методики повышения как физической, так и духовной силы человека. В Китае - это “море ци”, в Японии - это “хара”, в Индии - это третья чакра. Айки-до, являясь восточной системой, взяло на вооружение эти методики. (В следующей главе мы рассмотрим методы развития и совершенствования тела человека через развитие центральной точки, как называет этот центр Коити Тохэй.)
Свободное непроизвольное сферическое движение характерно для базовой техники Айки-до. Рассматривая движения корпуса, основанные на вращении и поворотах (таи-сабаки) следует помнить, что сферическое движение и вращение - это альфа и омега тренировки. Эта установка на динамическую сферу получила интересные продолжения в разных направлениях.
Хотя Айки-до учит жёсткой технике, такой как прямые удары (атэми) и болевые захваты кисти, взятой из древних боевых искусств, упор на круговое движение создаёт визуальное впечатление плавного балетного танца, тонкого и деликатного. Более того, хотя рисунок многих приёмов имеет вид широкой арки, как например, при броске противника, опускании его на землю или следовании его движениям, приёмы Айки-до можно проводить и в ограниченном пространстве. Это достигается за счёт того что движения в Айки-до круговые, в отличие от прямолинейных движений, характерных для других видов боевых искусств, в которых прямые удары, направленные вперед или назад, дают ощущение большой силы и требуют значительно большего пространства при их выполнении.
Copyright © 2009-2024 www.ВоинДуха.ru | Программная поддержка - www.softout.ru |