Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать. - Народная мудрость
Как мы уже отмечали, техники Айки-до носят щадящий, неразрушающий характер. Они направлены на защиту как от нападения, так и на защиту самого агрессора от возможных травм. В этой главе мы рассмотрим эту систему.
Первое, что сделал О-сэнсэй - это отказался от тех техник, которые могут принести травмы. В первую очередь в Айки-до отсутствуют удары по телу противника. Хотя в Айки-до и есть раздел техник "атэми" (удары), но смысл этой техники в корне отличается от того, который в него вкладывают в каратэ, боксе или дзю-дзюцу. Атэми в Айки-до - это техника рассеивания концентрации противника. Если выразиться словами западного человека, то “атэми - это техника перенесения внимания противника путём имитации удара по его телу”. А если выразиться словами Коити Тохэя, то атэми - это способ рассеивания потока Ки противника. Коити Тохэй в своей книге "Айки-до" пишет, что, если поток Ки противника сильнее вашего, то можно рассеять этот поток просто быстро направив руку к лицу противника без прикосновения. Такие "условные удары" наносятся как в лицо, так и в пах. Кисть руки при таком "ударе", как правило, в кулак не сжимается, а сохраняет своё естественное раскрытое положение. Этим достигается свободное истечение Ки из руки, а следовательно эффект от "удара" лучше, чем при сжатой в кулак кисти.
Следующее, от чего отказалось Айки-до - сгибание суставов в противоестественное положение. Про это мы можем прочитать в книге А. Уэстбрук и О. Ратти "Айки-до и динамическая сфера":
"Стратегия защиты Айки-до определяется по следующим параметрам:
1. Теория физического повреждения, которая, подчиняясь этическим принципам искусства, требует от ученика уважения к природному единству анатомии человека.
2. Теория физического страдания, которая придаёт лишь второстепенное и временное значение причинению боли в процессе нейтрализации нападения, что делает самозащиту более совершенной, исключительно в манере айки.
Теория физического повреждения основывается на очевидных структурных ограничениях человеческого тела. Рука может сгибаться до определённого предела, иначе она сломается. Позвоночник тоже может выдержать только определённое давление. Нанесение серьёзного повреждения кому-либо, в том числе нападающему, считается "не-айки", показателем недостаточного контроля и мастерства, т. к. стратегия более высокого уровня может привести к желаемому результату, т. е. нейтрализации любого нападения и эффективной самозащиты без использования таких сравнительно примитивных средств.
Теория физического страдания идёт дальше в этом направлении и настаивает на том, что любая боль, ощущаемая при применении техники Айки-до, если эта техника выполнена правильно, должна быть кратковременной. Лучшие учителя Айки-до постоянно убеждают учеников никогда не оказывать давление на суставы, а только слегка превысить нормальное растяжение. Любая ощущаемая боль кратковременна и предназначается только для содействия выполнению техники нейтрализации. Практичность этой стратегии очевидна: боль действует как предупреждающий сигнал, в результате чего человек становится неподвижным или пытается как-то избежать болевых ощущений. На высшем уровне Айки-до действует так быстро и чётко, что нападающий даже не осознаёт, что произошло.
Даже в древних боевых искусствах обыкновенная самозащита ценилась не так высоко, как способность защитить себя эффективно, но с таким контролем, что нападающему не наносится вреда. Эти искусства называются "чрезвычайно сложными", "утончёнными", "тайными", и со временем они стали принадлежать не так к боевым искусствам, как к религии, философии и высшим сферам существования человека.”
Коити Тохэй в своей книге "Айки-до" пишет: "Когда мы видим, что кто-то выворачивает руку другому, то обычно это называют "Суаки Гяку". Но в Айки-до это не принято. "Гяку" обозначает то, что противоречит принципам естества, тогда как "Дзю" означает следовать этим принципам. Айки-до следует законам Природы, сгибает там, где природа направляет противника в направлении его Ки. Поэтому в Айки-до нет "Гяку", есть "Дзю". Если сгибать сустав с силой против естественного положения, то это "Гяку", и это насилие над телом. Всякая техника Айки-до приносит пользу здоровью и все ученики должны это осознать. Вообще говоря, изучение "Гяку" в целях нанесения увечий есть проявление нехорошего отношения. Айки-до есть изучение принципов природы и их открытое применение."
Следующее, чему в Айки-до уделяется внимание - это контроль при падениях. В Айки-до есть термин "укэми" - "искусство страховки". Тони Теленанс в своей книге "Айки-до. Кэн-до." пишет:
"Слово "укэми" содержит идею обороны. Действительно, речь идёт об обороне, предназначенной смягчить падение в результате броска. В Айки-до используют в основном два типа страховки: усиро укэми (страховка назад) и мае укэми (страховка вперёд). Заметим, что в противовес дзю-до, в Айки-до падают не ударяя рукой о ковёр. Чтобы смягчить падение, ограничиваются спокойным катанием вперёд или назад, исходя из обстоятельств."
Так как Айки-до защищает анатомическую целостность всех участников поединка, то укэми применяется к противникам тоже. Для этого из Айки-до исключены все типы техник, которые могут привести к травме противника в результате его неконтролируемого падения. Истинные техники Айки-до не бросают противника, а проводят противника к такой ситуации, при которой он сам опрокидывает или улаживает своё практически неконтролируемое тело (как правило в положение лёжа лицом вниз, которое практически исключает дальнейшие агрессивные действия). А, исходя из искусства укэми, термин "нагэ" (бросок) в Айки-до используется в другом ракурсе, а не так, как в дзю-до или дзю-дзюцу. Если в других единоборствах броски выполняются с применением силы для отрыва противника от земли с дальнейшим его опусканием на землю (иногда с дополнительным разгоном), то броски в Айки-до - это, в основном, результат действий самого нападающего, его попытка уйти от нейтрализации, которую ему проводит айкидока. Так как противник зла себе не желает, его падения на землю есть результат подсознательной попытки выхода из нейтрализации. А подсознание противника (на базе инстинкта самосохранения и накопленного опыта из всей прожитой жизни) всегда выбирает наиболее безопасный путь.
Читатель может задать вопрос: как же тогда воздействовать на тело противника и надо ли на его воздействовать вообще?
Отвечать на этот вопрос будем последовательно.
Во-первых, чтобы противник упал, воздействовать на его тело необязательно. Это подтверждает сам Морихэй Уэсиба. В последние годы своей жизни его техники были легки и воздушны. А на документальных лентах, которые запечатлели его техники в этот период, мы видим, что руки О-сэнсэя во многих техниках вообще не прикасаются к укэ. Это лишний раз доказывает, что принципы Айки-до в корне отличаются от принципов других единоборств. Более подробно этот момент мы рассмотрим в следующей части этого пособия.
Во-вторых, в Айки-до присутствуют техники, при которых контакт необходим (в частности при техниках нейтрализации). Но воздействие на тело противника при непосредственном контакте также отличается от других единоборств. Следует обратить особое внимание на следующее: если человек будет применять техники Айки-до, но мыслить при этом критериями другого единоборства, например дзю-до, то, как правило, эти техники не будут ни эффективны, ни легки, ни быстры, а тот, кто их применяет, убедившись на некотором опыте в неработоспособности таких техник, будет всё больше тяготеть к какому-то стилю дзю-дзюцу или тому подобное.
А теперь, в свете вышеизложенного, автор хотел бы обратить внимание на такой важный момент, как выбор стойки нагэ.
Все, кто хоть бегло знакомился с Айки-до, заметили одно существенное отличие Айки-до от других единоборств, а именно - отсутствие разнообразных стоек. В Айки-до применяется только одна стойка, которая называется "ханми-камае". Эту стойку можно рассматривать как производную от естественной стойки сизэн-но-камае (от яп. "сизэн" - природа). Вот как Морихэй Уэсиба описывает положение тела айкидоки:
"Правильная поза тела отражает правильное состояние ума. Ключ к хорошей технике - в том, чтобы держать кисти рук, стопы и бёдра прямыми и центрированными. Если ты центрирован, то можешь двигаться свободно. Физический центр - это твой живот; если там же сосредоточишь свой ум, тебе обеспечен успех в любом предприятии. Тело должно быть треугольным, сознание - круглым. Треугольник означает генерирование энергии и является самой устойчивой физической формой. Круг символизирует безмятежность и совершенство, неисчерпаемый источник технических приёмов. Квадрат - это прочность, основа всякой власти.
Copyright © 2009-2024 www.ВоинДуха.ru | Программная поддержка - www.softout.ru |