Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Управление внутренней энергией человека
Это то, что должен знать всякий, кто хотел бы заниматься Айки-до. Применять движения Айки-до без знания ки, всё равно, что приготовлять блюдо без приправ: у него есть форма и внешний вид, но оно ни солоно, ни сладко. Не может быть истинного понимания Айки-до без ки, так само слово "Айки-до" означает "метод взаимодействия с ки", и в повседневной практике Айки-до используются такие выражения, как: "Посылай свою ки", "Веди ки своего противника", "Не загоняй ки внутрь", "Не прерывай течения ки" и т. д.
Как мы отмечали выше, пока человек жив, он должен воспринимать всеобщую ки и тратить её в повседневной жизни. Когда ки течёт плавно, вы чувствуете себя бодрым и сильным. Когда течение её затрудняется, вы начинаете чувствовать себя нездоровым, даже больным. Если же ки начинает прогрессивно замедлять своё течение и, в конце концов, прекращается совсем, тело настигает смерть и разрушение. Постоянно поддерживайте приток и исток ки. В Айки-до, тренируя излияние ки при каждом упражнении, никогда не направляют поток внутрь и не останавливают его течения. Всякий раз давайте вашей ки вытекать свободно, и вы не только будете активны, но и улучшите своё здоровье, будете чувствовать себя бодрым и станете сильнее.
Но как же породить в себе ки? Или, иначе говоря, как выявить свою ки? Поскольку наша собственная ки есть часть всеобщей ки, нужно только дать Природе избрать её собственный путь и разрешить ки течь постоянно внутрь и наружу так, чтобы наша ки соединялась с всеобщей ки. Эти слова просты, но для всех нас стало так привычно останавливать нашу ки или вливать её внутрь, что стало крайне трудно дать Природе действовать в её истинном направлении. Становится необходимым изменить наш образ жизни так, чтобы мы всё время были способны изливать ки по своей воле. Вот один способ изливать нашу ки, который мы находим в книге "Айки-до: искусство самозащиты" Коити Тохэя.
Предположим, что некто А, сжимая кулак, направляет силу в свою руку и слегка сгибает локоть. Б используя обе руки, пытается согнуть эту руку (рис. 3.3) (разумеется, Б должен стараться гнуть руку А в ту сторону, в которую предплечье естественно сгибается к локтю - как на рис. 3.4). Поскольку рука А уже заметно согнута, то, если сила Б будет равна или больше силы А, ему не составит труда согнуть руку А дальше.