Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать. - Народная мудрость
В это же время Тохэй поступает в Итикукай (Общество Девятнадцати), где начинает заниматься дзадзэн, а через полгода (после дальнейшего укрепления здоровья) мисоги. (Мисоги - это дыхательный метод, разработанный приверженцами религии синто.) Занятия были изнурительными. Но упорство и сила духа Коити Тохэя сделали своё: все симптомы болезни прошли. А через год после начала занятий мисоги врачи подтвердили полное выздоровление. Выздоровев, Тохэй начинает вновь заниматься дзю-до.
В 1938 году Тохэй отказывается от занятий дзю-до, потому что после практики дзэн и мисоги они больше его не удовлетворяли. Его наставник по дзю-до Мацухэй Мори дал Тохэю рекомендательное письмо к мастеру Уэсибе. В то время школа Уэсибы называлась "Кобукай, Айки-будо, Уэсиба До-дзё". Вот как Коити Тохэй описывает встречу с Уэсибой:
"У двери меня встретил проживающий в до-дзё ученик по имени Мацумото и проводил меня внутрь. Он сказал мне, что мастер Уэсиба отсутствует, поэтому свой вопрос "Что такое Айки-до?" я задал ему. Он попросил дать мне руку. Я протянул левую руку, и он применил очень болезненный захват. Мне было больно, но я стерпел и продолжал смотреть ему в лицо. Когда-то очень давно самурай отправлялся в Корею, чтобы сразиться с тигром. Тигр кусал его за руку. Самурай позволял тигру грызть его руку, а другой выхватывал короткий меч и убивал тигра. Я дал Мацумото левую руку, чтобы спасти правую. Увидев мою реакцию, он остановился. Я был сильно разочарован: по ученику можно судить об учителе, и уже собрался уходить, когда вернулся мастер Уэсиба с одним из своих учеников. Он как раз отращивал свою знаменитую бороду, был настроен дружелюбно и приветливо улыбался. Я показал ему рекомендательное письмо м-ра Мори, после этого он со своим учеником устроил для меня демонстрацию. Ученик напал на Уэсибу, и тот его легко бросил. Всё это показалось мне фальшивым. Потом мастер Уэсиба повернулся ко мне и сказал: "Снимай пиджак и нападай на меня". Я попытался схватить его, но не успел и глазом моргнуть, как оказался на татами. Я не мог понять, как ему удалось меня отбросить. Я не почувствовал, чтобы к моему телу была приложена какая-нибудь сила. Если бы он её приложил, я мог бы подумать о защите, но я вообще не чувствовал никакой силы. Я сразу понял, что это было именно то, что я искал. Мне повезло, и я был принят в ученики. На следующее утро я начал заниматься и с тех пор не пропускал ни одного занятия".
Через полгода Коити Тохэй начал сопровождать Уэсибу в его выездных занятиях, иногда проводя занятия вместо него, хотя Тохэй имел чёрный пояс по дзю-до, но не имел никаких званий в Айки-будо.
В 1942 году Коити Тохэй оканчивает колледж и призывается в армию. Проходя службу в армии, он продолжает заниматься дзадзэн и дзю-до. Его внутренняя сила всё росла и росла, а принципы единения ума и тела приобретали всё более чёткие очертания.
В 1945 году Тохэй демобилизируется. Он возобновляет свои связи с Итикукай, где получает шестой дан по дзю-до. Но не забыл он и Морихэя Уэсибу. К этому времени техника Уэсибы достигла совершенства, но понять её Тохэй ещё не мог.
Тем временем Тохэй был представлен мастеру Тэмпу Накамура, который учил объединению ума и тела в токийском храме Гококуйи. Слова "ум движет телом", которые услышал Тохэй на первой же лекции, стали для него откровением. "Да, - подумал он, - я забыл основное. Сэнсэй Уэсиба сначала воздействовал на ум противника, а потом бросал его тело, так что тот не мог оказать сопротивления. Мы пытаемся сразу перемещать тело, не используя сначала ума. Вот почему нам не удаётся одолеть друг друга". Когда он тщательно обдумал все движения Уэсибы, ему стало ясно, что Айки-до - это путь к тому, чтобы стать единым с ки. Он говорил: "Если вы рассматриваете эту технику как средство слиться с ки других людей, значит, вы неправильно понимаете саму суть Айки-до и его методы становятся для вас неэффективными. Айки-до должно стать путём объединения с ки вселенной. Для того чтобы стать одним целым с ки вселенной, вы, прежде всего, должны согласовать свой ум и тело. Если ваш ум и тело разделены, как вы можете стать всей вселенной? Настоящее Айки-до основано на объединении ума и тела". (Далее в этом пособии мы подробно рассмотрим те принципы объединения ума и тела, которые разработал и передал нам Коити Тохэй.)
После того как Тохэй всё это обдумал, он пересмотрел свою технику Айки-до в свете правил объединения ума и тела. Он понял, что раньше применял только силу. Но после того как научился воздействовать на ки противника, он легко мог бросить крупного человека не применяя силы вообще.
В последствии Коити Тохэй стал главным инструктором Штаб-квартиры Айки-до. Он провёл множество семинаров, как в Японии, так и США, где он бывал несколько десятков раз. Он всегда говорил своим ученикам: "Прежде чем вы научитесь правильно пользоваться техникой Айки-до, вы должны научиться объединять ум и тело". Это он называл Развитием ки. Если его урок длился час, первые 10 минут он всегда посвящал Развитию ки, а остальные 50 минут обучал технике Айки-до. Основной целью была правильная техника Айки-до, а объединение ума и тела - средством её достижения. Морихэй Уэсиба поддерживал это направление развития Айки-до, но после его смерти положение изменилось. Люди стали не только неспособны понять, что такое ки, но вообще избегать этого слова. Техники стали неправильными. Видя, что Айки-до мастера Уэсибы превращается в чисто формальную технику, Коити Тохэй предложил организовать класс ки при Штаб-квартире Айки-до. Он доказывал: "Легко научиться тому, как бросить человека, потому что движения тела видимы. Но люди часто пренебрегают невидимыми движениями ума. Это особенно касается молодых людей, которые интересуются только техниками Айки-до. Мы должны учить тому, как объединять ум и тело и как продвигаться к согласованию ума и тела. Эти классы смогут посещать больные и пожилые люди, потому что мы не будем применять техник. Нам хотелось бы помочь людям повысить их жизненный тонус. Кроме того, молодые люди, научившись объединять ум и тело, смогут быстрее осваивать техники. Тому, на освоение чего другие тратят от пяти до десяти лет, мы сможем научить за 6-12 месяцев. Кроме классов Айки-до, мы должны обязательно основать классы ки".
Разрешения на организацию классов ки при Штаб-квартире Айки-до Тохэй не получил, но ему разрешили открыть такой класс в Олимпийском мемориальном юношеском центре. Но так как Тохэй был Главным инструктором Штаб-квартиры Айки-до, он видел трудности организации всего обучающего процесса. Поэтому он пришёл ко Второму Досю, Киссёмару Уэсибе, со следующими предложениями:
1. В классах ки не будет проводиться никакого обучения техникам Айки-до.
2. В классах ки не будут использоваться никакие понятия из Айки-до.
3. Для классов ки не будут использоваться никакие помещения, принадлежащие Штаб-квартире Айки-до.
4. Для классов ки не будут использоваться никакие фонды Штаб-квартиры Айки-до.
5. В классы ки не будут приглашаться ученики, занимающиеся Айки-до.
Второй Досю дал разрешение организации такого класса. Коити Тохэй назвал свою организацию Обществом Ки и стал учить только объединению ума и тела, не касаясь техник Айки-до. Сначала в его Обществе было всего шесть членов, но со временем их количество возросло до нескольких сотен. Когда же образовалось дочернее до-дзё и деятельность Общества Ки стала расширяться, Штаб-квартира стала оказывать на Коити Тохэя давление.
В марте 1974 года все американские ученики и инструктора получили приказ не приглашать Коити Тохэя в до-дзё в Америке. А когда Штаб-квартира Айки-до потребовала снять его портреты со стен своих до-дзё, Коити Тохэй окончательно оставляет Общество Айки-до, которому посвятил тридцать лет своей жизни.
1 мая того же года Коити Тохэй основал Син Син Тоицу Айки-до, то есть Айки-до, основанное на принципах объединения ума и тела. Он начал открывать свои до-дзё, в которые перешло немало мастеров Айки-до, обладающих пятыми-седьмыми данами. Через несколько лет Общество Ки имело 50 до-дзё в Японии и 80 до-дзё за её границами.
Copyright © 2009-2024 www.ВоинДуха.ru | Программная поддержка - www.softout.ru |