Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Психологические основы Айки-до
В данной статье мы рассмотрим психоаналитическое обоснование возникновения такого искусства как Айки-до. Ни один человек не в может постоянно жить в состоянии "полной боевой готовности". Ведь мы всё время находимся в гуще энергий и информации, положительной и отрицательной (по отношению к нам). Значит, мы все, в той или иной степени, подвержены воздействию, и не обязательно со стороны хулиганствующих элементов, но и со стороны ближайшего окружения. В магазине толкнули, в транспорте неловко встали на дороге, ткнули кого-то портфелем и т. д. Это жизнь. От всего этого надо защищаться или просто всё это терпеть. Возникает вопрос: как и где ставить защиту и ставить ли её вообще? Говорить об абсолютной защите достаточно сложно. Во-первых: мы, как правило, не знаем, когда, во сколько и как на нас нападут. Во-вторых: защита, ставящаяся "на всякий случай", с упреждением, или провоцирует нападение (теория виктимности - когда жертва провоцирует преступника) или само по себе ожидание нападения воздействует на человека не хуже самого изощрённого удара. Теперь рассмотрим концепцию защиты в аспекте единоборств. Если рассматривать все известные нам единоборства, то можно увидеть, что все техники легко классифицируются на четыре большие группы: удары, болевые захваты, броски, удушения. Первые три группы основаны на теории физической травмы: после нанесения удара, применения броска или ломающего захвата противник, как правило, теряет сознание от болевого шока или, получив серьёзное повреждение тела, теряет способность активно двигаться. Удушения делятся на две группы: дыхательные (когда противнику не дают возможности дышать) и кровяные (когда перекрывают доступ свежей крови в мозг противника). Разнообразие стилей и направлений единоборств является ни чем иным, как всевозможными комбинациями выше перечисленных методов воздействия на человека, точнее, на его физическое тело. Теперь обратимся к вопросу о последствиях применения таких "защитных" средств, какие нам предлагает Каратэ, Дзю-до, Дзю-Дзюцу, бокс и т. д. Во-первых: нанося ответный удар (бросок, удушение, болевой захват), человек берёт на себя не только ответственность за последствия нанесённых травм, но и несвойственную ему функцию "бича Божьего". Во-вторых: нанося ответный удар, защищающийся подвигает противника "на соревнование" - ристалище, но не по типу рыцарского турнира, а скорее по образу гладиаторского турнира или "уличной драки из-за угла" с ударами сзади или в пах, кастетом или кирпичом. В-третьих: вступая в драку или поединок, каждый регламентирует свои действия своим внутренним укладом и правилами ведения поединка, о которых противник может не знать, применяя свои, на взгляд защищающегося, подлые и нечестные методы. В-четвёртых: нанося ответный удар, защищающийся лишает себя возможности простить нападающего, понять, а это главное, что в нём такого, что притянуло удар, какие были ущемлены "любимые мозоли", какие комплексы поведения были нарушены и т. д. И в-пятых: после получения ответного удара нападающий строит свои действия уже не как агрессор, а как защищающийся, причём действия его слабо контролируются из-за болевого шока, который ему причинил объект нападения. Давайте также обсудим следующий вопрос: какой силы должно быть ответное действие на нападение? Если удар или захват будет смертельным (т. е. противник после действий защищающегося умирает), то вопрос о последствиях ясен: гнев родственников, друзей погибшего, законы страны, в которой он проживает, вполне ясно и наглядно представляют его будущее. Если он своими действиями нанесёт противнику травму, то в зависимости от её тяжести его будущее также вполне предсказуемо. Если его удары и захваты будут слабы, то он рискуете своими действиями привести противника в такую ярость, которую укротить он будет не в силах, даже при очень большом желании. Как видите, есть над чем подумать. Согласно многим философским течениям, нападающего надо простить. "Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его; ибо, делая сиё, ты соберёшь ему на голову горящие уголья" (ап. Павел, Римл. 12.20). Но тогда остаётся возможность развития ситуации по следующим сценарию: не получив должного отпора от защищающегося, противник возомнит себя суперменом, поверит в свою безнаказанность и будет искать следующую жертву, на которой он бы смог ещё раз проверить свои силы. Вопрос остаётся открытым: что делать, если на вас всё-таки совершено нападение (физическое или психологическое)? Ответ на этот вопрос даёт Айки-до. О-сэнсэй говорил: "Айки-до - это не техника, с помощью которой борются с врагами. Это путь для всеобщего примирения и для объединения всех людей в единую семью. Секрет Айки-до заключается в том, чтобы мы могли прийти к гармонии со вселенной и достичь согласия со всем миром".