Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Рассказы о совпадениях Ле-Цзы
Циньский царь Му-гун сказал Болэ: — Вы уже в преклонных годах. Есть ли у вас в семье кто-нибудь, кого я мог бы послать на розыски коня? — Хорошего коня можно опознать по его стати и взгля¬ду, костям и мускулам, — ответил Болэ. — Но лучший конь Поднебесного мира как бы невиден, как бы неуловим, как бы не существует, как бы пропал. Такой конь не поднимает пыли и не оставляет следов. У сыновей вашего слуги спо¬собности небольшие. Они могут узнать хорошего коня, но не лучшего коня Поднебесной. Но я знаю человека, кото¬рый разбирается в конях не хуже меня. Он носит овощи и собирает хворост для меня. Его зовут Цзюфан Гао. Прошу вас призвать его к себе. Му-гун призвал этого человека к себе и послал его на розыски коня. Спустя три месяца он вернулся и снова предстал перед царем. — Я нашел то, что нужно, в Песчаных Холмах. — Что это за конь? — Кобыла, каурая. Царь велел привести кобылу, и она оказалась вороным жеребцом. Му-гун сильно опечалился и призвал к себе Болэ. — Оказывается, тот, кого мы послали отбирать коней, ни на что не годен. Он не умеет даже отличить кобылу от жеребца и не разбирает масти! Что он может знать про лошадей! Тут Болэ восхищенно вздохнул: — Так вот, значит, чего он достиг! Как раз поэтому он стоит тысячи, десяти тысяч, всех в мире знатоков, подобных мне. Такие люди, как Гао, прозревают Небесный исток жизни, они схватывают суть и забывают о ненужном, пребывают во внутреннем и отрешаются от внешнего. Он видит то, на что хочет смотреть, и не замечает того, на что смотреть не нужно. Такие, как он, в лошадях видят нечто куда более важное, чем лошадь. Чуский царь Чжуан спросил Чжань Хэ: — Как мне управлять государством? — Ваш слуга знает, как управлять собой, но не знает, как управлять государством, — ответил Чжань Хэ. — Я унаследовал храм своих предков и алтари духов плодородия и желал бы знать, как уберечь их. — Ваш слуга не слыхал, чтобы у правителя, который умеет управлять собой, не было порядка в государстве. Корень всему — в управлении собой. Я не смею говорить о верхушках. — Прекрасный ответ! — воскликнул царь.
Старик с Лисьего Холма спросил Суньшу Ао: — У людей есть три печали. Знаешь ли ты о них? — Каковы они? — Если у тебя высокий ранг, люди будут завидовать тебе. Если у тебя высокая должность, государь будет нена¬видеть тебя. Если у тебя большое жалованье, недовольство будет преследовать тебя. — Чем выше мой ранг, тем скромнее мои желания. Чем выше моя должность, тем смиреннее мои помыслы. Чем больше мое жалованье, тем щедрее мои подарки. Могу ли я избежать трех печалей? Заболев, Суньшу Ао перед смертью наказал сыну: — Царь несколько раз жаловал мне удел, я же не принимал. Когда я умру, царь захочет пожаловать удел тебе. Так знай: ты не должен брать хорошие земли. На границе Чу и Юэ есть Холм Мертвых. Земля там бесплодная, название у того места несчастливое. Люди Чу боятся духов, а люди Юэ верят в предзнаменования. Ту землю ты и возь¬ми — только ею ты сможешь владеть долго. Когда Суньшу Ао умер, царь предложил его сыну луч¬шие владения в царстве, тот отказался и попросил пожаловать ему Холм Мертвых. Род Суньшу владеет им до сих пор.
Ню Цюэ был знатным конфуцианским ученым Верховий. Однажды он спустился в Ханьдань и в Оуша повстречал разбойников. Они отобрали у него все, что он имел — и одежду, и поклажу, и повозку, и лошадей. Ню Цюэ отправился дальше пешком как ни в чем не бывало, не выказывая печали и негодования. Догнали его разбойники и спросили, отчего он таков. — Благородный муж не станет вредить себе из-за своего имущества, которое есть только средство поддержать жизнь, — ответил Ню Цюэ. — Какой умный человек! — воскликнули разбойники, а потом сказали: “Если такой умный человек придет к чжаоскому царю и расскажет ему про нас, то нам несдобровать. Уж лучше убить его сейчас!” И они зарубили Ню Цюэ. Человек из Янь, слышавший про эту историю, собрал своих родичей и сказал им: — Если встретите разбойников, не будьте такими, как Ню Цюэ. И все согласились с этими словами. Вскоре его младший брат отправился в Цинь и, проходя через заставу, действительно встретил разбойников. Помня наказ старшего брата, он стал сопротивляться, а когда его ограбили, еще и побежал за разбойниками, прося их вер¬нуть его вещи. Разбойники рассердились и сказали: — Мы и так пощадили тебя, а ты еще и преследуешь нас, показывая людям, где мы скрываемся. Коли уж мы стали разбойниками, то к чему нам жалость? И разбойники убили его, а заодно и несколько его спутников.