Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
По-прежнему служу Отечеству!
Нередко после дневной учебы в Школе оружия матросы-первогодки, надев каждый маскхалаты и взяв винтовки с боекомплектом, на ночь уходили дежурить на лед Финского залива, чтобы не допустить проникновения фашистских лазутчиков в город. На открытой снежно-ледяной глади, в общем-то, укрыться было негде, так что дозорных сильно продувало. На этих боевых вахтах Поташов дважды поморозил себе обе ноги, хотя и был обут в добротные валенки. Некоторым курсантам не повезло еще больше: для них дежурства в самую зимнюю круговерть закончились серьезными обморожениями.
Наконец, в марте 1943 года в Школе оружия учебного отряда состоялось знаменательное событие - очередной выпуск молодых специалистов флотского дела, получивших распределение на корабли Краснознаменного Балтийского. Став полноценным комендором, Иван Поташов прибыл в 4-й дивизион «морских охотников» по охране водного района. Этим подразделением командовал капитан третьего ранга Григорий Иванович Лежепеков.
Матроса Ивана Поташова зачислили в списки личного состава катера «МО-409». Новичку определили боевой номер - кормовая сорокапятка, а до открытия стрельбы комендор должен был по «совместительству» исполнять обязанности сигнальщика.
Иван Михеевич достаточно четко представлял себе развитие «балтфлотской» ситуации. Только во время таллинского перехода в августе 1941 года от мин, бомб и торпед неприятеля погибли около двухсот кораблей, крейсер «Киров», у которого была оторвана носовая часть, пришел на базу задним ходом. Тогда же, в 1941-м, был потоплен наш линкор «Марат». Про положение на суше достаточно сказать лишь то, что гитлеровцы разбомбили Бадаевские склады и этим сразу же подорвали запасы продовольствия для населения и защитников Ленинграда.
Стратегическое положение Кронштадта предопределило далеко идущие планы немецких захватчиков: город по-прежнему подвергался интенсивным артобстрелам и методическим бомбардировкам. Советские линейные корабли и подводная флотилия оказались приякоренными на базовых стоянках в Кронштадте и выйти в море не могли, поскольку все фарватеры находились в зоне массированного действия артиллерии противника. Именно поэтому основная тяжесть в обеспечении выныривания наших подлодок в координатах боевой активности в пределах водного района и, кроме того, сопровождении караванов с продовольствием и вооружением выпала на долю «морских охотников», тральщиков и торпедных катеров.
В первый боевой поход Иван Поташов отправился весной 1943 года, перед личным составом «МО-409» в качестве главной была поставлена задача охраны основного фарватера, что подразумевало и нейтрализацию попыток гитлеровцев на каком-либо участке караванной водной дороги установить грозные минные кругляши. И так получилось, что почти сразу же после выхода с базы на «морском охотнике» была сыграна тревога. На расстоянии в двух-трех милях от «409-го» обнаружили цель, которая издали напоминала корабль. Расчет кормовой пушки не подвел: так сказать, странный НПО - «неопознанный плавающий объект» - был разнесен в щепки. Стараниями наводчика сорокапятки Поташова цель накрыли уже первыми выстрелами.