Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Масатоши Накаяма
— У моего друга были хорошие отношения с министром образования Японии. Запрет каратэ продолжался до 1948 года, а в 1949 году сэнсэй Фунакоши провел собрание с целью обсуждения будущего каратэ после войны. На этом собрании было сформировано ядро JKA, а меня назначили руководителем технического комитета новой организации. В 1955 году JKA была аккредитована министерством образования. Мы утвердили технические и экзаменационные стандарты и зарегистрировали их в министерстве образования. Под тотальным контролем сэнсэя Фунакоши я начал формировать инструкторскую программу. Мне очень помогли Тэруюки Окадзаки, Хидэтака Нишияма и Мотокуни Сугиура. В 1957 году после смерти сэнсэя Фунакоши меня избрали главным инструктором JKA. В 1958 году JKA была признана правительством Японии, и мы сделали большой вклад в объединение многих других школ каратэ шотокан в Японии.
— Вы были одним из учеников сэнсэя Фунакоши, кто посещал занятия под руководством Кэнва Мабуни из шито-рю. Что вы можете сказать нам об этих встречах?
— Сэнсэй Мабуни был уважаемым мастером каратэ-до, и Гичин Фунакоши также очень уважал его. Он был живой энциклопедией ката из многих разных источников. Сэнсэй Фунакоши взял меня с собой на встречу с сэнсэем Мабуни и сказал изучить у него два ката: нидзюшихо и годзюшихо шо, поэтому позже у нас была возможность изучить эти ката более детально и осторожно. В конечном счете, мы приблизили формат ката к структуре шотокан, видоизменив несвойственные нашему стилю элементы. Гичин Фунакоши хотел понять ключевые моменты различных стилей каратэ-до и включить их в свою методику. Очень важно помнить, что эти ката были добавлены к основным 15 ката, которые преподавал Фунакоши. Например, его сын Йошитака поехал на Окинаву и вернулся с ката сочин. Все эти добавления развивали искусство и ни в коем случае не меняли базовую концепцию каратэ, которую преподавал сэнсэй Фунакоши.
— Все говорят о враждебности и грубых поединках между первыми школами каратэ. Это правда?
— У самых истоков каратэ-до, несколько позже 1935 года, по всей Японии проводились встречи между университетскими клубами каратэ. Их называли «кокангэйко» (обмен вежливостями); участники свободно атаковали друг друга, используя все находящиеся в их арсенале техники. Первоначальной целью этих встреч было развитие дружбы между клубами, а не побить друг друга. Они состояли из демонстрации ката, атакующих и защитных техник, а также атак и контратак. Последнее идеально формировало взаимоотношения. Каждый атаковал лишь одним движением, затем следовала контратака, состоящая из одного технического действия. Все происходило в строгой последовательности. Но иногда ученики очень горячились и были неукротимыми. Они не могли удержаться от искушения испытать всю свою технику и силу, достигнутую благодаря ежедневным тренировкам. И тогда проводились свободные поединки между 5–6 представителями со стороны каждого университетского клуба. По команде участники становились храбрее и начинали драться. Если что-то выходило из-под контроля, ответственность ложилась на судей, и они разнимали конкурентов. Правда, судьи редко пользовались своими правами, и за поединок продолжительность 30 секунд некоторым участникам выбивали зубы и ломали носы. Кому-то оторвали мочку уха, кто-то задыхался от ударов в живот. Кругом были травмы — истинно кровавое зрелище.
— Тогда не было каких-либо правил, не так ли?
— Вообще говоря, нет! В те времена еще не были разработаны правила ведения боя; тем не менее, было джентльменское соглашение избегать атаки жизненно важных органов. Несмотря на повышенную опасность, традиция проведения таких «встреч» оставалась популярной. Тогда я был учащимся в одном из клубов каратэ. Боюсь, что в случае продолжения таких традиций каратэ деградировало бы до варварских и опасных техник. И все же, поражение противника является основной целью всех боевых искусств. Если человек хочет достичь определенного уровня мастерства, он должен свободно бороться, используя все свои навыки. Думаю, что соревнования по каратэ очень опасны. Не забывайте, каратэ было разработано на Окинаве, где было строго запрещено ношение оружия. Обычно каратэ занимались в одиночестве, концентрируясь на ката. У них не было поединков. Мы можем достичь определенного технического уровня без партнера; тем не менее, занимаясь лишь ката, невозможно совершенствоваться в ментальном и физическом отношении, а также подготовиться к реальному поединку.
— Как на ваш взгляд может развиваться занимающийся, не пересекая черту?
— Необходимо научиться преодолевать беспокойство и выбирать правильную дистанцию от противника. Без тренировки с партнером, мы не сможем показать все, на что мы способны. Я был в затруднительном положении: с одной стороны поединки очень опасны, с другой стороны они необходимы, и только благодаря реальным боям мы сможем достичь существенного мастерства в нашем единоборстве. По окончании вуза я надеялся увидеть развитие настоящих поединков, которые смогли бы сделать каратэ современным боевым искусством. Однажды я организовал встречу, участники которой использовали защитную экипировку, но специальная форма препятствовала ведению боя и вызывала неожиданные повреждения. Поэтому я был вынужден повременить с решением, это было перед началом Второй Мировой Войны.