Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Фунакоси, Гитин
Скопив немного денег, Фунакоси открыл первый крошечный зал при храме Мэйсёдзоку, который содержал за свой счет. Его усилия не прошли даром, и у него появились первые ученики. В сентябре 1924 Фунакоси открыл клуб каратэ в университете Кэйо. В 1925 написал новую, переработанную версию своей первой книги, уже под другим названием – Рэнтан госин каратэ-дзюцу – «Искусство каратэ для закалки тела и духа и для самозащиты». Уже в 1926 открылся второй клуб при Токийском университете в Итико. С 1927 начали действовать группы каратэ в университетах Васэда, Такусёку, СёДай, Хитоцубаси. К 1930 в одном лишь Токио было открыто около тридцати залов, находящихся под руководством непосредственно Фунакоси. Мастер работал сутками, проводил по несколько тренировок в день в разных концах города, писал статьи, работал над новой книгой, которая должна была завершить создание концепции «нового» каратэ. Дабы стимулировать учеников к поэтапному продвижению в каратэ, в 1926 он, по аналогии с дзюдо, ввел жесткую систему званий – ученических (кю) и мастерских (данов), присуждая с первого дана черный пояс как знак высшего мастерства.
1930-е годы были очень напряженными для Фунакоси – от него ушел один из лучших учеников Оцука Хиронори, впоследствие создавший стиль Вадо-рю.
В 1930 Фунакоси официально назначил своего сына Ёситаку шеф-инструктором престижного университета Васэда, где располагалась одна из самых крупных школ каратэ.
Термин каратэ-до (каратэ, как духовный путь) появился у Фунакоси только в 1935 в книге Каратэ-до Кёхан. Иероглиф «до» он принял под влиянием дзюдо, где была разработана концепция боевого искусства как пути жизни. Именно в середине 1930-х годов Фунакоси завершил создание теоретической базы своего боевого искусства.
В 1935 реализовалась давняя мечта Фунакоси, которую он лелеял много лет, – он построил собственный зал в квартале Мэйдзюро в Токио. Его сооружение было закончено к середине 1936. Зал получил название «Сётокан». Именно под псевдонимом «Сёто» писал когда-то Фунакоси свои стихи в подражание древним китайским поэтам. Иероглиф «Сё» буквально означает «сосна», иероглиф «то» – «море». С этого момента его зал и стиль каратэ назывался «Зал сосны и моря» или «Зал мастера Сёто».
Весной 1945 зал Сётокан был до основания разрушен во время американского авианалета. Погибли многие архивы и записи Фунакоси. В этом же году умер от туберкулеза его сын и первый помощник Ёситака. После войны Фунакоси решил вернуться на Окинаву, но остров оккупировали американцы. По приказу командующего оккупационными американскими войсками генерала Макартура многие жители Окинавы были переселены в Японию, и вместе с ними приехала жена Фунакоси. Уже пожилая супружеская пара, наконец, после 25-летней разлуки воссоединилась и поселилась в городке Оита на острове Кюсю, но, увы, семейному счастью суждено было длиться недолго – осенью 1947 жена Фунакоси умерла.
В 1949 в стране завершилось послевоенное возрождение каратэ, а фактически – становление нового подхода к каратэ как к физическому воспитанию, ориентирующемуся на спорт. В том же году была создана Всеяпонская ассоциация каратэ (JKA), на самом деле объединявшая только каратэ стиля сётокан. Фунакоси был избран ее почетным президентом.
Гитин Фунакоси был активен до конца своих дней, неустанно ездил на соревнования, посещал различные секции. Имея свободное время, активно участвовал в культурной жизни, особенно любил поэтические встречи, был глубоким и тонким ценителем поэзии.