Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
История о Г.Фунакоши
Справедливости ради замечу, что самым активным создателем легенды о Фунакоси был... сам Фунакоси - он страшно хотел приблизить свою личность к самурайскому идеалу высокого прошлого. И это сработало - далеко не самая большая народная традиция с Окинавы (а ведь именно таковым было ранее каратэ!) благодаря мифу, созданному Фунакоси, приобрела мировую известность. И вряд ли кто сейчас будет вспоминать, что каратэ - чисто локальная, местная традиция с небольшого островка, которая собственно никогда и не была "японской", по масштабам занятий и по своей духовной мощи была вообще не сопоставима ни с кэндо, ни с кюдо, ни с айки-дзюцу, ни даже со сравнительно молодым дзюдо. Напомню, что дзюдо в то время представляло собой просто одну из многочисленных школ дзю-дзюцу и фигурировало под названием Кано-рю.
И вся деятельность Фунакоси была направлена на то, чтобы приблизить каратэ к Японии, сделать его "японским национальным искусством". Этим и объясняются многие его шаги, и ради этого он порой и шел на "забывание" некоторых весьма существенных в историческом плане моментов, например, о том, у кого учились его учителя. А учились они, как мы знаем, именно у китайских поселенцев на Окинаве, а то и непосредственно в самом Китае.
Легенда о Фунакоси создавалась постепенно. Спросим себя - откуда нам известна его биография, сотни раз переписанная в каждом учебнике по каратэ? Оказывается источник один - это серия автобиографических статей в журнале "Сангио Кэйдзай Симбун" ("Журнал торговли и строительства"), которую Фунакоси написал в 1956 году. Через пару десятилетий эти статьи с существенными подправлениями были обобщены в одном из самых известных, программных трудов Фунакоси "Каратэ-до - Путь моей жизни", который неоднократно переиздавался на Западе и стал своеобразной "Библией" каратэ. Именно из этих книг - т.е. от него самого - мы и знаем его "официальную" биографию. Нам же интересно заглянуть за эту тонкую, но чрезвычайно плотную ширму, чтобы понять, что нес в себе человек, который создал каратэ.
Япония начала нашего столетия стала ареной поисков равновесия между традиционализмом и обновлением. Многие старые формы самурайских боевых искусств находят свое новое воплощение в виде многочисленных клубов кэндо, стрельбы из лука кюдо, дзюдо, растет число мелких школ дзю-дзюцу - вновь пробуждается интерес к воинским наукам. Реформы Мэйдзи, начавшиеся после реставрации 1868 г., заставили многих японцев искать какую-то моральную опору, которую они и находили, возвращаясь к традиционным нравственным ценностям. И вот именно в эту эпоху на подмостки истории боевых искусств выступает фигура великая и одновременно противоречивая, окруженная мифами и слухами - Фунакоси Гитин. Именно этого человека традиция японских боевых искусств называет "отцом каратэ". Это весьма почетное звание, кажется, никто не собирается опровергать или оспаривать, хотя, как мы увидим, не все так просто с "созданием каратэ".
Вряд ли в целом мире найдется поклонник каратэ, который бы не слышал о великом Фунакоси - мастере боевых искусств, философе, поэте. Во всех книгах и учебниках по каратэ его имя называют едва ли не с трепетным придыханием - как самого великого, самого первого, самого мудрого. Трудно не согласиться с тем, что не будь этого человека - блестящего и искушенного организатора - мир вряд ли бы когда-нибудь узнал о каратэ. Именно он познакомил Японию, а затем и десятки других стран с тем искусством, которое до него никогда не выходило за рамки небольшой Окинавы и в сущности, было весьма скромным и слабым подобием мощной самурайской системы, которая к тому времени уже канула в Лету.
Признаться, и я, пытаясь понять саму необычную личность Фунакоси и копаясь в подборках старых статей, воспоминаниях о нем, архивах и даже его письмах, испытывал необычное волнение перед столь мощной фигурой. Хотя я понимал, что каратэ "изобрел" не Фунакоси - эта система пришла к нему практически в готовом виде от его учителей с уже сформированным комплексом ката, методами тренировки, даже классификацией ударов и блоков (в этом - огромная заслуга Итосу) - но вряд ли мог предположить, что реальность окажется еще более неожиданной, а порой - даже фантастической. Это человек, мифы о котором складывались еще при жизни. Это про него рассказывали, что все отказываются спарринговаться с ним, ибо с первого же блока он ломал конечность противника, при этом объяснял свой принцип так: "стальной блок - железный удар". Это он мог нанести удар с такой скоростью, что противник не успевал и моргнуть глазом. Якобы это он, незадолго до своей смерти, будучи седым стариком, без труда обезоружил на улице могучего бандита, а потом сокрушался о том, что не смог проявить гуманность. Да что только не рассказывали про него! Правда, Фунакоси-человек, кажется, сам участвовал в создании Фунакоси-мифа, немало сделав для того, чтобы развить легенды о самом себе и своем детище - каратэ.