Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Русская здрава
Опираясь на сведения, полученные в Национальном Клубе древнерусских ратоборств, можно с уверенностью сказать, что первый сбор материала по "Здраве" хронологически относится к 1982 году. В начальный период собиралась любая информация, относящаяся к предмету изучения. Делалось это, разумеется, по объективным причинам. Первая и основная из них заключалась в катастрофической нехватке сведений. Недостаток информации в письменных источниках привел к необходимости проведения комплекса исследований, в том числе и экспедиционных.
После периода сбора материала начался период его изучения и осмысления с точки зрения современной медицинской науки и практики. Кроме этого, материал осмыслялся с позиций славяно-ведической натурфилософии. В результате проделанной работы были получены практические результаты, давшие впоследствии возможность выработать специфические подходы и создать методики современной русской системы оздоровления. Фундаментальные традиции были обогащены современными научными познаниями без ущерба для национальных особенностей. "Русская здрава" является результатом исторической реконструкции, идейной базой для которой послужил пласт славяно-русского язычества, поэтому эту современную систему можно считать во всех отношениях исторической и традиционной.
"Русская здрава" берет свое начало от обрядовых оздоровительных практик арийского сообщества племен. Тем не менее эта система отражает североевропейскую оздоровительную традицию, имеющую целый ряд культурных особенностей. Эти особенности являются отражением строя мышления, характерного для европейского региона, и вызваны влиянием окружающих условий существования. Поэтому любые сравнения с практикой йоги или ушу могут проводиться на уровне крайне широких обобщений, которые могут быть полезны для философа или культуролога, но абсолютно бесполезны, а во многих случаях просто вредны для желающего практиковать "Русскую здраву".
Когда дело касается здоровья, то важна конкретность и высокий уровень профессионального умения. Я далек от желания идеализировать народную медицину, причем независимо от страны и уровня ее развития. Очень многие проблемы здоровья можно решить только благодаря современной официальной медицине. Тем не менее "Русская здрава" может обеспечить великолепную профилактику заболеваний. Дело в том, что любая народная медицина сильна прежде всего в умении не допустить возникновения болезни, а не бороться с ее последствиями. Большой плюс народной медицине приносит установка направления на отыскание причины заболевания и ее устранения, а не на лечение следствия (симптомов), как это повсеместно делается в условиях официальной медицины.