Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог? - Конфуций

Прежде смерти не должно умирать. - Народная мудрость

Бубиси

Особое место среди источников по старому каратэ, как по ценности содержания, так и по влиянию на формирование этого боевого искусства, занимает трактат "Бубиси" (кит. "Убэйчжи") - "Книга о военной подготовке".

"Бубиси" написан на старокитайском языке вэньяне. Hа его обложке не значится ни имя автора, ни время создания. Однако, подробное изложение в трактате принципов и приемов цюань-шу школ Белого журавля (Байхэ цюань) и Архата (Лохань цюань) позволяет предположить, что автором был выходец из южнокитайской провинции Фуцзянь. Впрочем, в самой Фуцзяни этот трактат не найден. Зато его копии в изобилии имеются на Окинаве.

"Бубиси" представляет собой уникальную антологию текстов. Он состоит из 32 статей, посвященных истории, принципам и технике школ Белого журавля и Архата (которые, судя по всему, оказали наибольшее влияние на развитие окинавского кэмпо), философии и этикету воинского искусства, сравнению стилей, по методам тренировки, применению приемов в самообороне, искусству поражения уязвимых точек, включая так называемый "метод отсроченной смерти" (дим мак), практике гомеопатии в боевых и скусствах. Иными словами, это целая энциклопедия боевого искусства. Причем энциклопедия из разряда "секретных".

Техника, показанная на 48 рисунках, весьма эффективна в реальном бою. В основном это удары пальцами по глазам и в горло, захваты половых органов, волос или то и другое вместе, приемы освобождения от захватов. К ним добавлены простые, но эфф ективные броски, главным образом при помощи захвата вражеской ноги и несколько б олевых приемов. Уделено внимание бою в необычных условиях, например, после паден ия на землю, приемам маневрирования - уклонению от атаки в сторону, разрыву и сокращению дистанции.

"Бубиси" получил широкое распространение среди мастеров каратэ на Окинаве и оказал огромное влияние на формирование техники и теоретической базы окинавского бое вого искусства. Именно к этому тексту обращались практически все крупные мастера острова. Значительные фрагменты "Бубиси" были использованы, правда без указания источника, отцом современного японского каратэ Фунакоси Гитином (1868-1957) в е го книге "Каратэ-до ксхан" ("Hаставление по каратэ-до"). Это "Восемь предписаний кэмпо", "Принципы Сунь-цзы", "Захваты и освобождения от них". Родоначальник оки навского направления Hаха-тэ Хигаонна Канрс (1853-1915) глубоко почитал этот зам ечательный текст, а его ближайший ученик, основатель каратэ Годзю-рю Мияги Тсдзю н (1888-1953) считал "Бубиси" "Библией каратэ" и позаимствовал из него название для своей школы. Hемалое влияние оказал этот трактат и на Симабуку Тацуо (1908-1 975), основателя школы Иссин-рю, а на крупнейшего японского мастера Годзю-рю Яма гути Гогэна (1909-1989) по прозвищу "Кот" произвел столь сильное впечатление, что он отзывался об этой книге как о "самом драгоценном тексте" каратэ.

Очень высоко ценил "Бубиси" и создатель школы Сито-рю Мабуни Кэнва (1889-1952), которого многие считали гением этого боевого искусства, поскольку он был одним и з очень немногих людей, сумевших достичь мастерства в обоих основных стилях окин авского каратэ - "Сюри-тэ и Hаха-тэ. В 1934 году в своей книге "Кобо дзидзай кар атэ кэмпо" ("Кэмпо каратэ, позволяющее легко нападать и обороняться") он писал: "Сделав копию с одной из китайских книг о кэмпо, которую мой уважаемый учитель И тосу Анко когда-то сам скопировал, я использовал ее в моих исследованиях и храни л в тайне". В том же году Мабуни Кэнва первым из мастеров каратэ сделал трактат "Бубиси" доступным широкой публике. Тем самым он оставил потомкам замечательное наследие, подлинную цену и значимость которого еще только предстоит оценить.
Просмотров: 5363



Copyright © 2009-2024 www.ВоинДуха.ru Программная поддержка - www.softout.ru


  Rambler's Top100

Разделы