Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Белое сословие
В процессе обряда жертвоприношения богам в словесной форме, то есть посредством горла, выражалось благое намерение принести в их честь жертву. Людям оставался продукт жертвования, мясо жертвенного животного. Боги оставались довольны ароматом жертвы и благим намерением людей, которое в виде славления богов выражал священнослужитель, а люди получали необходимый для поддержки жизненных сил продукт. Таким образом поддерживалось равновесие между тремя мирами. Третий мир — это мир предков, ушедших ближе к богам, которым всегда приносилась часть пищи, освященной жрецами. Итак, мир богов — правь, мир людей — явь и мир предков — навь были связаны единством, и это единство поддерживалось жрецами. Прямое отношение к жрецам имеют священники, а точнее священники. Жрецы, освещающие жертвы. Это достигалось обрядом очищения, который известен в иранской традиции как магия. Первоначально это — обряд очищения, осветления, если угодно — "обеления" объекта или явления. Именно этим и занимались священники. Надо отметить, что ни один предмет или явление не считались священными изначально, а только после обряда освящения. В свою очередь, и человек тоже должен был пройти "огненное посвящение", чтобы считаться "светлым", или, что более привычно моим современникам — "святым", посвящение принято называть инициацией, то есть началом жизни в новом качестве. Это новое качество достижимо было только при преодолении трудностей, стоящих перед человеком, решившимся на "второе рождение". Попробуем рассмотреть теперь фигуры коба и кудесника, которые тоже связаны с церемониалом.
Итак, кудесник — это человек, "бьющий кудесы", то есть дословно: "кланяющийся". Нет ничего удивительного в том, что служители культов в процессе служения "бьют поклоны". Но думаю, что этим дело не ограничивалось. В широком смысле кудесник равен танцующему жрецу. Значит, "кудесничать" — это "исполнять священную пляску". Вероятно, пляшущие волхвы — это наследники древнейших шаманских ритуалов, обязательной составляющей которых был обрядовый пляс, известный у славяно-русов как "ломание".
Ломаться, выламываться, кобениться, выкобениваться, кудесничать — это понятия, включающие один и тот же процесс — священную пляску. Таким образом, можно утверждать что и служители Перуна у восточных яд которых именовали "кобами", тоже применяли в своем служении священный пляс. Зачем? Объясню. Пляс — это форма влияния на сознание наблюдателя, который эмоционально вовлекается в процесс движения плясуна. По сути, пляс является одной из форм гипноза, в том числе и самогипноза. Вкупе с другими обрядовыми действиями "ломание" способно производить на наблюдателей сильнейшее впечатление, вплоть до излечения некоторых заболеваний. Последняя группа служителей всегда считалась самой уважаемой и почитаемой, абсолютно во всех языческих конфессиях. Это сказители. Начну с заклинателей. Это священники читающие заклинания по различным случаям. Заклинания мы привыкли называть заговорами и наговорами, индуисты называют их мантрами.
Этот вид служения относится к вербальной, или словесной магии. Вероятно, не существовало людей, которые пользовались только заклятиями и ничем другим. Этот способ органично вплетался в разиньте по форме и содержанию обряды, будь То обряд, сопровождающий рождение, свадьбу, получение общественной должности, праздники в честь богов, смерть или поминки.