Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Белое сословие
Следующими в нашем повествовании идут кощунники, имя которых происходит от древнерусского слова "кощуна", то есть миф, предание. Кощунники были заняты тем, что "кощунствовали" перед народом, то есть доносили до людей священные предания. Это уже впоследствии благодаря стараниям церковников кощунство стало пониматься как "хула на святыни". Русская национальная культура всегда воспринималась попами как оскорбление христианских святынь. На самом же деле кощунники выступали в роли хранителей истории народа, воплощали собой носителей памяти о прошлом, которая поддерживала состояние духа племени. Чтобы знать, как поступать в определенных жизненных ситуациях, нужно знать, как поступали твои пращуры, а еще нужно знать, какие поступки правильные, а какие нет. Это нужно, чтобы прожить жизнь в согласии со вселенскими законами. Знания всего этого были сосредоточены в руках и умах кощунников, которых для удобства можно было бы назвать былинниками.
Рис. 2
Заканчивая обозрение деятельности "белого сословия", хочу рассказать о самых таинственных и замечательных его представителях — о боянах. "Велесовыми внуками" на зывают боянов былины. Боян — это мудрец, поэт и священник в одном лице. Их задачей было выразить в поэтической форме знания о мироздании, чтобы об этом узнали люди. Боя-ны — это составители гимнов в честь богов и героев, хранители преданий, владеющие секретом пересказывания исторических событий в стихотворной форме. Они же носители самых высоких знаний, по силе и могуществу почти равные богам.
Чтобы зримо представить себе состав "белого сословия", предлагаю обратиться к диаграмме (рис. 2).
В диаграмме показана зависимость четырех качеств служения, связанных обрядом или церемониалом.
Отдельного исследования требует разговор о жрицах. Но, к сожалению, это не входит в тему моей работы.
Могу только сказать, что "бабка", "знахарка" и "быличка" — это разные названия одной и той же женщины-жрицы, точно так же как "вороженя" и "гадалка". Эти служительницы различались только принадлежностью к ветвям служения. Совершенно особенным явлением в религиозной системе славя-но-русов можно считать "берегинь", жриц охранительной магии из культа Макоши (богини-матери, у западных славян Златой Бабы). Считалось, что различные обереги находятся в их безраздельном ведении. Несмотря на то что выше была рассмотрена структура жреческого сословия, характерная для восточнославянской Руси, аналогичными по составу были и жреческие верви в Черноморской Руси (край морских русских), в Поволжской Руси (край исконно русский), в Кавказской Руси (Руско-лань), в Закаспийской Руси, в Варяжской Руси (край балтийских русов), в Великой Скифии (земли скандинавов и германцев).