Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Рождение карате
Окинава это остров из архипелага Рюкю, продолжающего японские острова к югу, послужил тем тиглем, где в результате сплавления китайского и японского миров родилась законченная форма боя голыми руками, которая попала в изолированную в те времена от внешнего мира Японию под именем "каратэ". Рождение этого проходило в два этапа.
Во времена империи Мин остров попал под господство Китая (ХV век). Новый правитель Хасси из местной династии Шо (провинция Цзюнань) присоединил Рюкю к своим владениям и, боясь восстания, запретил все виды оружия. Этот запрет привел к тому, что бедняки прекратили открытую оппозицию и с невиданным доселе интересом начали разрабатывать древние местные способы боя без оружия. В соответствии с районами острова развились три основных школы: Сёри-Тэ, Наха-тэ и Томари-тэ. Этому возрождению методов боя способствовали так же все более тесные контакты острова с покорившей его страной; прибывшие на Окинаву эмигранты, торговцы, эмиссары минского двора, вполне вероятно, завозили свое кулачное искусство; китайское кэмпо, следовательно, стало здесь известным. В 1609 г. японский феодальный властитель Шимадзу из клана Сацума (о. Кюсю - самый южный в Японии), завоевал Рюкю и разгромил династию Шо. По той же причине, что и его предшественник, он запретил оружие. Столица Наха была занята японскими войсками. Этот новый запрет привел к появлению "Окинава-тэ" - сплава кэмпо с местными стилями. Тренировки проводились в потаенных местах, часто ночью, среди надежных последователей. Ноги и руки становились без преувеличения грозным оружием, способным заменить холодное оружие - тычок пальцем был также опасен, как и удар кинжалом, локти и колени приобретали мощь молота, а голые предплечья - твердость сабель. В Окинава-тэ (или "То-дэ") основывается на абсолютном и быстром эффекте; удары систематизированы, в то время как опрокидывания, рывки и захваты остаются вспомогательными средствами. Некоторая из этой техники заимствована из японского дзю-дзюцу; несомненно, их предварительно внимательно изучали у оккупантов - на всякий случай. Этим объясняется существенное различие эффектов, достигаемых в дзю-дзюцу и каратэ (каратэ-до, каратэдо).
В 1900 году изучение Окинава-тэ на острове вошло в систему, но для более мирных целей: было признано, что Окинава-тэ является прекрасным средством образования, и было принято решение преподавать его в школах. Главными учителями были Анко, Итосу и Канруо Хигаонна, которые стремились к классическому стилю Окинава-тэ. В этот период информировались и обучались те, кто стали мастерами, чью память мы чтим и поныне, и кто вынес свое учение за пределы Окинавы - Гичин Фунакоши, Кэнва Мабуни, Четоку Кям, Чеки Мотобу, Удэн Яхику, Чедзе Огусуку, Чедзюн Мияги.
Первоначальное единство окинавского стиля исчезло, едва он пересек пролив, отделяющий остров от Японии; однако, несмотря на увеличение числа стилей, древнее Окинава-тэ узнало потрясающий успех. Просмотров: 4031