Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Шаолиньсу-кэмпо
После смерти Бодхидхармы монастырь Шао-линь-су испытал много потрясений - это была эпоха, когда Китай был разделен на множество враждующих царств. В конце конов монастырь сгорел, а монахи рассеялись, разнося во все концы страны методы Бодхидхармы. В те смутные времена дороги были наводнены разбойниками, и монахи имели массу возможностей применить Шао-линь-су-кэмпо на практике. Их техника воспринималась как чудо и увлекала все больше людей. Многие стремились овладеть этим искусством. Однако такое быстрое распространение неизбежно сопровождалось трансформацией Шао-линь-су-кэмпо в простой набор дёйствий схватки. Суть учения Бодхидхармы - осознание духовной цели - была потеряна. Эта цель была заново открыта и поставлена уже в Японии, куда дзэн проник в XII веке и был принят военной кастой самураев.