Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Возникновение айкидо
1920 год. Уэсиба переезжает в Аябэ, где преподаёт своё искусство в религиозной организации Омото-кё, членом которой он стал в 1919 году. Глава Омото-кё Ванисабуро Дэгути любил и уважал Уэсибу и наделил его большой властью и ответственностью. Дэгути говорил ему: “Ты должен сделать бу-до своей жизнью. Ты обладаешь силой сдвигать горы. Так делай это!” Следуя его совету, Уэсиба открыл школу боевых искусств - “Школу Уэсибы”. Он учил главным образом тех, кто имел какое-то отношение к Омотэ-кё, но его слава мастера боевых искусств очень быстро распространилась среди остальных. Он очистил и обработал участок земли рядом с основным залом Омото-кё, вёл независимую жизнь фермера и воплощал в жизнь свою идею о непременном единстве бу-до и фермерства. Ключевым моментом в его поисках истинного духа бу-до стало изучение котодамп, духовных функций, которые выполняют звуковые колебания, и постепенно он приходит к объединению духа, разума и тела. Помимо этого Уэсиба много тренируется по ночам на открытом воздухе с копьём и мечом. Он развесил на ветвях деревьев, окружающих до-дзё, мячи, сделанные из губки, и с их помощью быстро достиг совершенства в работе с копьём. 1923 год. Уэсиба официально называет своё искусство Айки Бу-дзюцу. Айки Бу-дзюцу - это буквально вливание духа в классические движения боевых искусств. “Дзюцу” - это “техника”, в отличие от которой “до” означает “путь” или “метод”. 1925 год. Вернувшись в Японию с острова Хоккайдо, куда Уэсибу направили на освоение новых земель, он вновь занялся искусством фехтования на мечах. Он работал день и ночь, используя свои собственные уникальные методы физической тренировки и духовного очищения. И по мере достижения более высоких уровней в своей практики искусства боя он развил почти сверхчеловеческие способности. В кульминационный период особенно интенсивной тренировки, в процессе медитативно-очистительной практики, он пришёл к тому, что искал всю свою жизнь. В тот момент, когда дух Вселенной окутал его тело мерцающим золотым светом, он постиг сущность ки (универсальной жизненной силы). Он глубоко осознал процессы Вселенной и теперь знал, что источником бу-до является дух, который защищает всё вокруг. “Бу-до - это не поражение противника за счёт своей силы, - говорил он, - и это не инструмент, который приведет мир к разрушению с помощью оружия. Следовать истинному бу-до - значит принять дух Вселенной, поддерживать мир на Земле и правильно создавать, защищать и развивать всё, что существует в природе”. Осенью этого же года, когда в Токио распространились слухи о "волшебнике из Аябэ" (так стали называть Уэсибу после его встреч с мастерами бу-до), Уэсиба встретился с адмиралом Такэсита. Такэсита покровительствовал Дзигоро Кано (1860-1938) и Гитину Фунакоси (1868-1957), а теперь и Уэсибе. Такэсита организовал в Токио демонстрацию искусства Уэсибы для избранной группы высокопоставленных сановников. Эта демонстрация стала настоящим потрясением. В результате Уэсибу пригласили провести трёхнедельные курсы во дворце Аояма, на которых занимались мастера дзю-до и кэн-до самого высокого уровня. Хотя семинар прошёл успешно, официальные лица запретили участие Уэсибы в каких-либо организованных государством мероприятиях по причине его тесной связи с Ванисабуро Дэгути, главой организации Омото-кё. (Более подробно об этом читайте в Главе 5 о философских основах Айки-до). Оскорблённый подобными намёками, Уэсиба вернулся в Аябэ. Однако Дэгути убедил его в том, чтобы он расстался с Омото-кё и начал двигаться собственным, уникальным путём. Дэгути напомнил Уэсибе: "Подлинным предназначением твоей жизни является распространение по всему миру истинного смысла бу-до".