Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Возникновение айкидо
Затем он будет поражён, узнав насколько, даже на уровне новичка, сложно овладеть базовой техникой и движениями, такими как страховки при падении (укэми), правильное определение расстояния (ма-ай), вход (ирими) и другие движения корпуса (таи-сабаки). Фактически всё тело, не только руки или ноги, должно непрерывно скоординировано двигаться, причём в движениях должны быть скорость, размах и мощность. Для того чтобы выполнять движения быстро и мягко, требуется очень высокая степень концентрации и свободы сознания, сбалансированность и рефлекторность движений. Он осознает также значение регуляции дыхания, включающей нечто большее, чем нормализацию дыхания - связь с энергией ки. Мастерство дыхательной силы лежит в основе каждого перемещения и действия и даёт непрерывный поток движения. Более того, как мы увидим далее, оно непосредственно связано с философскими аспектами бу-до, разработанными Учителем Уэсиба. Наконец, по мере совершенствования ученика, будет удивлять бесконечное количество приёмов с разными вариациями и применением, отличающихся рациональностью и экономичностью движений. Только после овладения сложными движениями Айки-до он поймёт центральное значение ки - как индивидуальной энергии, так и энергии Вселенной. И затем он начнёт ощущать глубину и сложность Айки-до как боевого искусства. Короче говоря, только реальные занятия Айки-до могут дать полное понимание основной сущности бу-до - постоянная тренировка тела и разума как основной путь духовного развития человека. Только тогда можно полностью понять отказ от соревнований и турниров и пользу показательных выступлений, цель которых - показать процесс постоянной тренировки, а не утвердить свою личность. Но вернёмся снова в Японию. Термин “Айки-до” появился в Японии примерно в 1942 году. О-сэнсэй Морихэй Уэсиба неоднократно менял название своей школы, пока не остановился на таком коротком, но очень ёмком слове – "Айки-до". Ниже мы рассмотрим те основные вехи в жизни О-сэнсэя, которые привели его и его Айки-до к мировой славе. 1902 год. Молодой Уэсиба приезжает в Токио, где начинает заниматься торговлей. Вечерами он занимается дзю-дзюцу в Тэнсин Синъё-рю (по другим источникам в Кито-рю) и фехтованием в Синкагэ-рю. Эти тренировки не продолжались долго, но даровали Уэсибе намёк на его истинное призвание - путь воина духа. В этом же году Уэсиба добился того, что его призвали в армию (сначала ему отказывали в виду его слабого здоровья и малого роста, но регулярными физическими занятиями он довёл своё тело до нужного состояния). 1903 год. Проходя службу в резервных частях под Осакой, Уэсиба записался в до-дзё Масакацу Накаи в пригороде Сакаи, где занимался там в дни увольнений. Накаи был выдающимся мастером боевых искусств и преподавал Ягю-рю дзю-дзюцу в сочетании с приёмами фехтования мечом и копьём. В это же время Уэсиба занимался ещё у одного учителя по имени Цубой. 1908 год. Уэсибе было выдано свидетельство о праве преподавания Гото-ха Ягю-рю дзю-дзюцу, и он сразу открывает своё до-дзё. 1915 год. На острове Хоккайдо Уэсиба знакомится с Сокаку Такэда (1860-1943). Такэда был величайшим мастером бу-до, потомком клана Айдзу, самого воинственного клана самураев. В своих постоянных поединках с другими мастерами Такэда обошёл всю Японию, при этом, не упуская случая научиться чему-нибудь новому. Результатом накопленного Такэдой опыта стало создание нового направления, которое Такэда назвал Дайто-рю айки-дзюцу. Как только Уэсиба увидел в действии искусство Такэды, он сразу записался на десятидневный курс, а по его окончании ещё на один. Но по прохождении второго курса Уэсиба продолжает ещё в течение семи лет брать уроки у этого мастера. А в 1922 году Такэда выдал Уэсибе диплом полноправного учителя Дайто-рю.