Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Терминалогия в Айки-до
Прежде чем мы приступим к рассмотрению основ Айки-до, проанализируем вначале термины и понятия, которыми оперируют при изучении как Айки-до, так и других единоборств. А начнём мы с самого термина "Айки-до". Слово "Айки-до", при всей своей внешней простоте, кроет в себе глубочайший пласт культуры Востока, которая в корне отличается от нашей, западной. Морихэй Уэсиба был глубоко верующим человеком. То искусство, которое он назвал "Айки-до" - это итог в большей степени не физических, а духовных исканий. Сам Уэсиба называл своё искусство не иначе как "Искусство Мира". На Западе термин "Айки-до" переводят по-разному: "Метод взаимодействия с ки", "Путь слияния с ки", "Метод или путь (до) к Координации или Гармонии (ай) Жизненной энергии Духа (ки)" и т. д. Уэсиба писал по этому поводу: "Поскольку слово "гармония" (ай) созвучно слову "любовь" (ай), я решил дать своему уникальному бу-до название "Айки-до". Слово "айки" - очень древнее, но я вкладываю в него совершенно иной смысл, чем воины древности. Айки - это не приёмы боя или нанесения поражения врагу. Это путь, ведущий к установлению мира во всём мире и объединению всех людей в одну семью". В настоящее время существует множество учебных пособий по Айки-до. В каждом из них мы можем найти описание так называемых приёмов. В основном эти приёмы повторяются в каждом пособии (хотя и несут иногда налёт субъективности автора пособия), делая пособия похожими друг на друга как братья-близнецы. При детальном рассмотрении приёмы представляют собой описания более-менее стандартных ситуаций, которые теоретически могут возникнуть в поединке между противниками. Как правило, авторы пособий предоставляют своим последователям набор из 20-50 приёмов в виде рисунков или фотографий (иногда даже без письменных комментариев к ним) и краткий экскурс по биографии Морихэя Уэсибы. Предоставив такой материал, авторы обязательно укажут на то, что общее число приёмов составляет от 3 до 10 тысяч (в зависимости от автора), предоставив читателю самому домысливать их содержание и их применение. Сейчас же мы обратимся к самому термину "приём". Если рассматривать понятие "приём" в контексте единоборств, то мы получим следующее определение: приём - это движение или группа движений, которые использует человек для проведения атакующих или защитных действий, причём эти действия в основном направлены на повреждение или нейтрализацию тела противника. Следуя же методикам преподавания единоборств, приёмы выглядят как набор шаблонных действий, на основе которых в последствии строится общая линия атаки или обороны. Некоторые школы единоборств содержат в своём арсенале до нескольких тысяч таких приёмов и они, как правило, чётко описаны. Но анализ этих приёмов приводит к тому, что в своей сущности приёмы представляют собой комбинации более-менее простых действий. Это всевозможные удары, захваты, замки, зацепы и надавливания разными частями тела. Единоборства строят свою тактику на преобладании одного из этих действий по отношению к другим. Айки-до, как один из видов бу-до, например, взяло на вооружение технику захватов, дополнив их специфической техникой сопровождения атакующих действий противника. На очень высоких уровнях мастерства Айки-до является техникой ведения тела противника путём управления его сознанием без применения захватов вообще (что не раз демонстрировал Морихэй Уэсиба). Хотя в пособиях мы встречаем описания этих техник, сам Уэсиба не давал описания отдельных приёмов, а демонстрировал своё искусство как целостную и гармоническую систему. Он говорил: