Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог? - Конфуций

Прежде смерти не должно умирать. - Народная мудрость

Методические рекомендации для проведения тренировок по Айки-до

3. Прежде чем повышать или увеличивать критерий, правильно оцените скорость прогресса ученика в данный момент времени.
Иногда у ученика внезапно наступает "озарение" - он начинает понимать конечную цель, и улучшение поведения становится спонтанным. В этом случае следует постоянно контролировать вашу методику обучения: не забуксовала ли она, не перестала ли приносить успех ваша программа тренировок. Такой селективный подход к ученикам позволит вам "сдвигать" их поведение в сторону того улучшения, которое вам желательно.

4. Вводя новый критерий, временно ослабьте старые.
Допустим, отрабатывая какую-нибудь технику, ученик успешно выполняет её медленно. Но при попытке выполнить в естественном темпе атаки, ученик может терять равновесие, чем сводит на нет саму технику. В этом случае следует забыть о самой технике, а поработать над техниками передвижения (например: отработать таи-сабаки).
То, что раз выучено, не забывается, но, под подавляющим воздействием нового критерия, старое, хорошо выученное поведение иногда временно уходит в сторону. Например, то, что легко выполняется в спортивном зале на татами, может быть не выполнено на траве или песке. Как правило, такое явление быстро проходит и ученики хорошо выполняют техники в новых условиях. Следует помнить, что ругать себя или других за ошибки при новых обстоятельствах, непедагогично. В скором времени ошибки исправляются сами по себе, а выговоры огорчают, а иногда фиксируют внимание на ошибках, которые становятся постоянными.

5. Ведите ученика за собой.
Планируйте программу тренировок так, что, если ученик совершит в обучении неожиданный скачок вперёд, вы должны знать, что отрабатывать дальше. Такого рода "рывок" выработки поведения может произойти в любой момент. В основном дело тут в инсайде (внезапном озарении): ученик внезапно осознаёт ваши цели, исходя из которых вы добиваетесь его действий, и делает это.
Тренера могут встретиться с осложнениями только в том случае, если они оказываются неподготовленными к неожиданному улучшению. "Рывок" часто эмоционально очень значим для ученика. Он испытывает удовольствие от "ага!" познания, и часть учеников впадает в состояние явно повышенного настроения. Т. о. "рывок" - это блистательная возможность добиться значительного прогресса в кратчайшие сроки. Быть не готовым к нему и держать ученика на низком уровне обучения только потому, что вы не знаете что делать дальше, - лучший способ потратить зря время, а в худшем случае может отбить охоту к обучению и вызывает отвращение у ученика, который станет в будущем работать без особого желания.
Ярким примером несоответствия способностей учеников и учебной программы может служить школа. Вся школьная система построена так, чтобы помешать детям обучаться в их собственном темпе - наказываются не только медленные ученики, у которых не хватает времени на обучение, но и слишком быстро обучающиеся, которые не получают дополнительного материала, когда сообразительность продвигает их вперёд.
Это же явление объясняет большую текучесть учеников в спортивных секциях. Программы тренировок и отношение тренеров к общей массе учеников отталкивают как наиболее одарённых, быстро обучающихся учеников, так и учеников, которые усваивают материал медленнее, чем средние ученики, хотя конечная цель тренировок - мастерство - и теми и другими достижима.

6. Не меняйте тренеров на полпути.
В процессе выработки поведения вы рискуете значительным регрессом, если перепоручаете своего ученика другому преподавателю. Не важно, сколь скрупулёзно обсуждены критерии перед передачей дела, поскольку и индивидуальные установки, и время реакций, и прогноз успеха будут слегка отличаться. В итоге у ученика замедляется прогресс, пока ученик не привыкнет к этим отличиям.
Конечно, у каждого облучающегося может быть много различных учителей. Можно посещать различные секции и изучать различные виды единоборств одновременно. Но то конкретное поведение, которое должно быть разучено, требует только одного учителя в каждый конкретный момент времени. На тех стадиях выработки, когда навык образован наполовину, постоянное повышение критерия осуществляется лучше, если процесс формирования данного поведения находится в одних руках. Допустим, если у тренера есть помощники (например, старшие ученики), то поручите каждому помощнику строго определённую технику или элемент, и избавьте ученика от большой неразберихи.
А вообще, тот, кто хочет учиться, будет учиться и при наихудших условиях.
Единственный случай, когда вам следует подумать о смене преподавателя посреди процесса выработки, это, конечно, когда обучение зашло в тупик. Если обучение идёт плохо или совсем не идёт, то вам нечего терять от перемены тренера или наставника.

Страница: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Просмотров: 25305



Copyright © 2009-2024 www.ВоинДуха.ru Программная поддержка - www.softout.ru


  Rambler's Top100

Разделы