Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Методические рекомендации для проведения тренировок по Айки-до
Легче учиться, чем учить. Довольно легко просто объяснить что-то, не заботясь о том, понимает ли вас ученик. Но если вы действительно осуществляете правильное руководство и учите беспристрастно, имея желание сделать своего ученика мастером этого дела, то надо принять во внимание все индивидуальные характеристики человека и изучить все его привычки. И это нелёгкая задача. Обучение Айки-до особенно трудно потому, что при этом мы должны поднять человека от мира тела к миру духа; мы должны обучать объединению тела и духа и вести наших учеников до тех пор, пока они не смогут проводить в реальную практику то, чему их обучали. Само собой разумеется, что учитель должен быть мастером, претворять в жизнь и верить в то, чему он учит. Если мы обучаем универсальным принципам неразборчиво, так, как слепой ведёт слепого, то нечего и говорить, по какому ложному пути мы будем следовать. Для того, чтобы учить, мы должны держать свои глаза открытыми и брать на себя всю ответственность за то, чему мы учим. Ниже приводится несколько правил, которые помогут как тренерам, так и ученикам правильно выработать двигательные навыки. Эти правила пригодны не только для изучения Айки-до, но и для любого тренировочного процесса, целью которого является изучение какого-либо сложного двигательного навыка. После приведения правила мы будем конкретизировать его для методики Айки-до. Итак, приступаем.