Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Культурогенез и этногенез Руси
Итак, условно говоря, начиная с V тысячелетия до н. э. начались глобальные социально-политические изменения в Европе. Период священной демократии близился к своем закату. Продвигавшиеся по Европе арийские племена несли с собой сословную организацию общества, новую религиозную концепцию новую систему общественной морали.
III тысячелетие до н. э. дает начало массовым переселениям племен ямной культуры и боевых топоров. Этноним Русь возникает после расселения. Река Ра7 становится осью расселения той самой ямной культуры, которая уже неоднократно упоминалась мною в связи с влиянием, оказанным на нее кеми-об-ской культурой. А спустя тысячелетие ей на смену приходит срубная культура. "Само название народа связано, как правило, либо с топонимикой, либо с именем легендарного прародителя. И то и другое часто оказывается соединимым: Индра — Инд — индийцы. Тавр — Таврия — тавры; Венд — Вента — венеды и т. п." (Белов А. К. Воины на все времена. Москва, 1996).
Следуя логике, получим: Рус — Ра — русы (Ра — Рус — русы), таким образом ариев ямной и срубной культур можно предположительно считать первыми этническими русами. С середины III тысячелетия до н. э. и к его концу возрастает роль военных конфликтов как способа регулирования межобщинных отношений, выполняющих к тому же функцию накопления материальных ценностей. Древние русы, судя по данным раскопок, активно использовали запряженные конями легкие колесницы, которые были пригодны для состязаний, охоты и, разумеется, для военных действий. Основным средством существования тогдашних степных племен был крупный и мелкий рогатый скот. До начала II тысячелетия до н. э. в ареале распространения срубно-андроновской культуры (памятники которой обнаружены на территории ст. Волги до Западной Сибири) отсутствуют следы четкой социальной стратификации. "Но во второй половине II тысячелетия до н. э. и среди индоариев, и среди иранцев появляются воины-колесничии — люди составившие свои племенные обязанности и связи и примкнувшие к воинственным вождям, которые повели их на грабеж других. Новое оружие из бронзы и быстрые колесницы позволяли этим отрядам совершать неожиданные набеги и нападения, убивать, захватывать добычу и скот" (М. Бойс Зороастрийпы. Верования и обычаи. СП.б., 1994).
Нужно отметить, что общественное расслоение на этой территории началось гораздо позже, чем в Северной Европе. Итак, воинские объединения были оторваны от породивших их этнических сообществ. Это уже было формирующееся воинское сословие. До тех пор пока существовало бесклассовое общество, жрецы руководили народом исключительно через церемониал, подкрепленный их личным авторитетом и авторитетом породивших их социально-экологических условий.
После разделения общества по этническому признаку закономерным итогом стала смена идеологии, то есть религиозно-правовая реформа и пересмотр способов социального регулирования. С созданием системы, объединяющей жрецов в один клан, общество подверглось расслоению. По существу, первым сословием стали жрецы. Вся власть, теперь уже социально-экономическая и политическая, была сосредоточена в их руках. Таким образом, священная демократия могла превратится в теократию, возглавляемую группой жрецов. Но этого не произошло из-за отсутствия монотеистических установок. Ритмы истории диктовали смену руководящего сословия.
Во главе общества, организованного по принципу военной демократии, должно было стать воинское сословие. Поэтому на Руси клан жрецов стоит на втором месте после воинского сословия. Этногенез Руси совпал с социальной революцией и сменой идеологических установок.