Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Культурогенез и этногенез Руси
У трипольцев был широко представлен культ быка, факт говорящий в пользу того, что трипольская культура опиралась в своем развитии на скотоводческие племена. Вспомнить хотя бы бога Велеса, которого хроники именуют "скотьим богом" и тотемом которого является бык (тур или тавр). Причем этот культ был связан и с астральными культами, недаром Белее — это бог мудрости. Таким образом, космический культ, связанный с раннеарийскими представлениями, в духе тогдашнего пантеизма (обожествления природы) и политеизма (множественности культов и их равноправия), получил новую трактовку, вобрав в себя промысловый культ скотоводов — основной производительной силы тогдашнего периода.
Кроме этого, был очень распространен культ змея. На женских статуэтках этот мифологический персонаж был представлен как охраняющее и оплодотворяющее начало. Без символики змея нет почти ни одного из найденных керамических сосудов. Однако представления трипольцев хранили память и о Драконе, который ассоциировался у них с существом свирепого вида с круглыми глазами и когтями-крыльями.
Знакомое представление, не правда ли?
Символ змея — это еще и спираль, архаичный принцип, привнесенный в мир арийскими племенами. Например, письменность европейских народов начиналась со спираль- ной строки (небезызвестный бустрофедон, название которого в греческой традиции связано с культом быка).
Большое значение в исследовании культуры Аратты дают раскопки могильников. В древности их могилы либо отличались одним камнем известняка, положенным под голову погребенного, либо закладкой (кольцами) камней диаметром от 2 до 4 метров. Эти кромлехи свидетельствуют о большой роли культа Солнца в жизни трипольцев.
"И в те времена была борьба великая за берега моря Готского, и там праотцы наши возводили курганы из белых камней, под коими погребли мы бояр и вождей своих, воевавших в сече". (Велесова книга. Исход из Семиренья. 1.9.а). Таким образом, мы вправе сделать предварительное гипотетическое заключение о том, что и трипольская культура находилась под водительством жреческой касты, принимая во внимание прослеженные нами ранее параллели в хозяйственной и культурной жизни двух центров, а именно Аратты и Шумера. Шилов Ю. А, в свою очередь, считает, что распад арийской общности начался с середины Ш тысячелетия до н. э. А немного спустя: "...Аура данного явления охватила пространство между Балканами, Закавказьем, Алтаем. Прародина ариев в степном Поднепровье — от Днестра до Молочной, от устья Песла до Присивашья — маршируется схождением именно здесь, и ни на каких других территориях, лингвистических, этнографических, а также таких археологических данных, как возникновение курганов и кеми—обинских гробниц вследствие контакта жрецов трипольской (Аратта) и куро—аракской (Шумер) культур, распространение человеческих жертвоприношений и частичное замещение их антропоморфными стелами, следы становления основного и других мифов "Ригведы", бытование мощной ведической традиции на всем протяжении курганного обряда (включая ее реминисценции в памятниках киммерийцев и скифов)". Таким образом, мнение одного из авторитетнейших специалистов склоняется в пользу несомненного факта контактов двух мощнейших центров европейской ведической культуры, а точнее — контактов культурной элиты этих государств — жреческой касты.