Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Структура области сознания. Дискурсинное осознание
В обычной жизненной ситуации сознание человека пропускает через себя множество потоков данных, замечая только малую часть из них, попавшую в зону фиксации фокуса восприятия, но "окрашивая" каждый в присущую личности гамму тонов (рис. 39)
Рис39. Взаимодействие сознания ученика с проходящими информационными потоками
Поэтому любое событие или вещь, имевшие отношение к определенному человеку, несут, в силу многосвязности области сознания, полную информацию о его личности. "Окрашивание" окружающего еще один из основных признаков ученического типа восприятия. Обыденное сознание формируется в процессе роста и обучения ребенка. Оно состоит из функциональных блоков (ФБ), каждый из которых - цепочка, алгоритм для обработки определенного типа информации, принятия решения и контроля за действиями по его выполнению. Исходно младенец не дробит мир при восприятии на удобные и привычные для анализа куски информации, не подменяет явление описанием явления. Необходимость упрощать многообразие и полноту мира возникает с началом общения, с началом сознания своей отделенности от мира. Попытка выразить другому свое состояние или выработать действие в какой-либо ситуации заставляет использован, язык-описание, аппарат категорий. С ростом сложности и объема задач, встающих перед ребенком растет количество и мощь функциональных блоков обыденного сознания. Сумма ФБ составляет человеческую личность такой, какой она видна окружающим и самому человеку, поэтому уровень обыденного сознания представлен на схеме кольцом, охватывающим остальные области. Каждое ощущение, желание, мысль, программа действий оказываются продавленными через фильтр соответствующего ФБ, причем процесс этот приводит к затрачиванию значительного количества энергии и сильному замедлению информационного обмена. Обладая устойчивым набором ФБ, человек способен существовать в столь же устойчивом наборе жизненных ситуаций, обучение новому добавляет количество ФБ, расширяя этим возможности личности. Обыденное сознание служит не только инструментом общения с внешним миром, оно несет важную функцию постоянного подтверждения факта бытия личности, непрерывного самоотождествления человека с его набором ФБ, с его самоописанием. Очевидным для каждого выражением подобной самозащиты на личностном уровне служит внутренний диалог, постоянно (заключением, пожалуй, ситуаций экстремальных) звучащий в сознании. Таким образом, возникшее как необходимый инструмент для"Я"-воспринимателя обыденное сознание становится ведущим уровнем всей области сознания, притягивающим к себе фокус восприятия в ущерб остальным уровням.