Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Самурайское айкидзюцу
СИРО САЙГО (1867-1922)
Другим замечательным учеником Таномо Сайго был Сиро Сида - человек величайших природных способностей, ставший одновременно наследником традиций школ Дайто-рю Айки-дзюцу (оно стало известно как Такэда-рю Айки-дзюцу) и Кодокан Дзюдо. В 1882 году он был усыновлен Таномо Сайго и принял имя Сиро Сайго, под которым и стал известен миру. Он был увековечен в литературе как Сансиро Сугата, чемпион по дзюдо - герой романа, который вышел несколько позже и в значительной мере способствовал популяризации движения Дзюдо, которое связывали с именем Дзигоро Кано. Этот весьма актуальный роман был написан внуком Цунэдзиро Томита, одним из лучших учеников профессора Кано. Усыновив Сиро Сайго, Таномо Сайго признал его своим последователем - сыном, который мог бы продолжить традиции школы Дайто-рю Айки-дзюцу. Однако, Сиро присоединился к Дзигоро Кано, возглавив его новое направление - Кодокан Дзюдо, поэтому Таномо Сайго передавал секреты своего мастерства также и несколько эксцентричному Сокаку Такэда, который по прошествии времени оказался наиболее достойным его последователем.
В 14 лет Сиро отправился в Токио, надеясь стать солдатом, но получил отказ, потому что его вес был меньше минимально необходимого. Поэтому он вновь сосредоточился на тренировках по Дзю-дзюцу и быстро создал себе высокую репутацию, которая привлекла внимание Дзигоро Кано - известного преподавателя эпохи реформации. Профессор Кано, который был учеником школ Тенсин Син-ё-рю, Кито-рю и Секи Гути-рю Дзю-дзюцу, разрабатывал на основе этих старых стилей свою собственную систему борьбы без оружия, которую назвал "дзюдо". (Система Тенсин Син-ё-рю использовалась в основном Асигару - нижними чинами пехоты феодальных времен, и Тюгэн - кем-то вроде слуг при самураях. Соответственно, она зависела от силы бедер и мощности корпуса в большей степени, чем от опыта и точности движений, в отличие от систем, использовавшижся самураями. Современное дзюдо явно это демонстрирует и в действительности придает излишнее значение этому преобладанию грубой силы.) Кано уделял большое внимание роли своей системы в образовании и формировании характера. Его, однако, мало волновало то, что у его стиля было много ограничений и то, что он был несравним с существовавшими тогда школами исключительно эффективного в поединках Дзю-дзюцу. В Сиро Сайго он нашел идеального чемпиона для своего нового движения.
У Сиро Сайго, который занимался Дайто-рю Айки-дзюцу с Таномо Сайго, одним из наиболее выдающихся японских мастеров, были природные способности, огромная сила и жажда знаний. К 21 году он получил пятый дан - высшую степень, присваивавшуюся в школе Кодокан. В борьбе против других школ дзю-дзюцу он побеждал противников с помощью броска из школы Дайто-рю, называемого Яма-Араси ("Горный вихрь"), который стали отождествлять с его именем. Больше никто из его поколения не мог овладеть этой техникой, сочетающей бросок и замок кисти, и она была настолько сильной, что большинство противников некоторое время после броска не могло втсать на ноги.