Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Самурайское айкидзюцу
СОКАКУ ТАКЭДА (1860-1943)
Сокаку Такэда родился в провинции Айдзу 10 октября 1860 года. Он учился дзюдзюцу у своего деда Соэмона Такэда, и бо-дзюцу - у своего отца, который был известным мастером сумо и чемпионом клана Айдзу. В юности он изучал мастерство владения мечом в школе Оно-ха Итто-рю под руководством Тома Сибуя в Токио и в школе Дзикисинкагэ-рю у Кэнкити Сакакибара. Тома Сибуя был знаменитым мастером работы с мечом очень высокого класса, а его приемный сын учился вместе с Хакудо Накаяма, который широко известен как отец современных кэндо и иайдо. А Кэнкити Сакакибара, последний мастер меча эпохи Мэйдзи, особенно прославился тем, как успешно разрубил шлем работы мастера-оружейника Мётина, что никогда никому другому не удавалось.
В 1886 году Сокаку Такэда получил Мэнкё Кайдэн (свидетельство об окончании) школы Оно-ха Итто-рю.
В июне того же года умер его старший брат, и семейные обязанности заставили его вернуться в родную провинцию Айдзу. По возвращении он встретил Таномо Сайго, главу клана Айдзу, который был учеником деда Сокаку - Соэмона Такэда - и мастером меча школ Мидзогути-ха Итто-рю и Косю-рю Гунгаку. У Танома Сайго он изучал Айки-будзюцу, включавшее работу с копьем, мечом и другими видами оружия и, как можно догадаться, был очень способным учеником. Важно понимать, что Дайто-рю Айки-будзюцу было комплексной боевой системой, включавшей нагэ-вадза (бросковые приемы), осаэ-вадза (приемы удержания), батто-дзюцу (выхватывание меча с одновременным нанесением удара), яри-дзюцу (применение копья) и тораэ-вадза (технику захватов). То, что мы сейчас называем дзюдзюцу, было просто частью полной боевой системы для ближнего боя как с оружием, так и без него.
В 1880 году эти два человека снова встретились, когда Таномо Сайго был главным настоятелем в храмах Никко Тосёгу и Футарасан в префектуре Тотиги. (Этот храм был построен после смерти сёгуна Токугава, когда тот был приравнен к богу. Поскольку клан Айдзу веками служил сёгунам Токугава, было естественным что Катамори Мацудиара и Таномо Сайго исполняли обязанности главы храма и его заместителя даже после восстановления власти императора). За шесть месяцев, проведенных вместе, Таномо Сайго передал своему одаренному ученику все свои знания, включая секреты Дайто-рю Айки-будзюцу.
С 1880 по 1898 годы Сокаку Такэда вдоль и поперек объездил Японию, соревнуясь со всяким сколько-нибудь заметным мастером боевых искусств, который только принимал его вызов. Он не просил поблажек или особых условий при встречах с теми, кто считался сильнее него. Фактически, он уменьшал свои преимущества, используя только излюбленное оружие своего противника, то есть сражался копьем против мастера копья и мечом - против знаменитого мастера меча. Он никогда не терял уверенности в себе, а число его учеников, невзирая на постоянные разъезды и отсутствие постоянного тренировочного зала, превысило 30 тысяч, и среди них были дворяне, члены правительства, бывшие даймё (помещики-самураи) и высокопоставленные чиновники.
Сокаку Такэда был представителем последнего поколения самураев, блестящим мастером боевых искусств и талантливым учителем, опыт которого был результатом интенсивных занятий ценой больших жертв с юного возраста. Академические знания, полученные от инструкторов в тренировочном зале, он довел до совершенства в настоящем, не сдержанном ни правилами, ни страхом официального запрета бою с мастерами, полагавшими себя более сильными и опытными чем он. Эти соревнования ни в коей мере не были дружескими, и смерть участников не была необычным явлнием. И даже годы интервенции не помешали дойти до нас многим историям, показывающим характер и практические способности этого человека.