Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Самурайское айкидзюцу
ГОДЗО СИОДА И ШКОЛА ЁСИНКАН
Сын сильного и влиятельного врача, Годзо Сиода рано проявил интерес к боевым искусствам, который сохранил на всю жизнь. В доме его отца, как это характерно для того времени, жили многочисленные ученики и ассистенты, которые учились у него и помогали по хозяйству. Для того, чтобы они не бездельничали когда были свободны от учебы или работы и находились в хорошей форме, доктор Сиода поощрял занятия в школе дзюдо, созданной при доме.
Помимо изучения дзюдо в школе своего отца, которая называлсяь "ёсинкан", Годзо проявлял интерес к кэндо. Однако именно желание проверить свои знания по дзюдо привело его в школу Морихэи Уэсиба, учителя Дайто-рю Айки-дзюцу и бывшего старшего ученика Сокаку Таэда. Его дзюдо оказалось настолько неэффективным по сравнению с техникой Айки-дзюдзюцу, что 23 мая 1922 года в возрасте 17 лет он поступил в школу, известную как Дзигоку ("дьявольская"). Морихэй Уэсиба, тогда 49-летний, был в то время на вершине своих возможностей.
Сиода учился в Университете Такусёку, учебном заведении, которое по сей день продолжает выпускать выдающихся мастеров боевых искусств. Он был одним из "трех лучших ребят" Такусёку, двумя другими были Масатоси Накаяма, который потом стал старшим инструктором японской ассоциации каратэ, и Масахико Кимура, много лет удерживавший титул чемпиона Японии по дзюдо. Сиода закончил университет в апреле 1941 года и в возрасте 26 лет был направлен в Китай для участия в военных действиях. Его учитель Морихэй Уэсиба тогда преподавал в школе Рикугун Накано Гакко - академии для армейских офицеров высшего ранга, и в школе Рикугун Тояма Гакко, где наряду с другими предметами изучали смертоносную систему владения мечом Тояма.
В 1946 году, когда военные действия прекратились, Сиода вернулся в Японию и вновь начал заниматься у Морихэи Уэсиба - но лишь затем, чтобы вскоре оставить его и начать развивать свое собственное направление, которое он назвал Ёсинкан в честь своего отца. Учитель Уэсиба, которому уже было более шестидесяти лет, постепенно превращал свое боевое искусство в способ духовного развития. Сиода же, как основатель нового движения и потому известный под титулом "Кантё", предпочел сохранить исходные эффективные в единоборстве методы, которые изучал до войны. Впоследствии школа Ёсинкан всегда отличалась выносливостью и хорошей подготовкой своих представителей и эффективностью их техники. В результате она и по сей день остается предпочитаемой школой подготовки армии и полиции.
В июле 1954 года на Всеяпонском фестивале боевых искусств Годзо Сиода получил высшую награду среди сотни участвовавших групп, что сильно повысило репутацию школы Ёсинкан и помогло сформировать ее крепкую основу. Это было поворотным моментом для школы Ёсинкан, и нужно было показать, собирается ли Годзо Сиода далее следовать старому пути традиций Дайто-рю, не отклоняясь от них, или же поёдет на какие-то компромиссы на пути, которому он следует и учит. Группу Морихэи Уэсиба на этом фестивале представлял Койти Тохэй.