Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Самурайское айкидзюцу
Дзигоро Кано весьма умно, хотя и не вполне честно, использовал мастера техники Дайто-рю, чтобы доказать превосходство своей собственной системы Дзюдо. Большинство приемов, с помощью которых Сайго побеждал своих противников, не изучались в школе Кано. Фактически большинство замков кисти, ударов руками и ногами и подсечек не вошли в новое искусство, поскольку считалось, что они слишком опасны и могут вызвать травмы у занимающихся в новой школе Дзюдо. К 1905 году система Кодокан включала около 150 так называемых "приемов", в то время как в Дайто-рю число видов техники (или Вадза) превышало 2000. Кроме того, в школе Кодокан были введены правила соремнований, которые хотя и уменьшили число травм, но ускорили деградацию Лзюдо от уровня боевого искусства (Бу-дзюцу) к системе изучения боевого искусства (Будо), и далее, наконец, до уровня спорта и спектакля на публику.
Успех школы Кодокан был настолько велик, особенно после публикации романа по материала из жизни Сиро Сайго, что привлек внимание иностранцев. К 1905 году вышло несколько книг на английском языке, посвященных системе "Дзю-дзюцу мистера Кано", как она еще называлась. Официальной линией Кодокана было утверждение неэффективности старых стилей дзю-дзюцу по сравнению с новым методом Кано. Публично утверждалось, что "Японцы, изучавшие старые и сейчас бесполезные системы, обнаружили, что они вынуждены забыть свои полученные трудом знания и начать изучать все сначала по более научной системе Кано. Обладатель первого дана по старым школам оказывается беспомощным перед прилежным рядовым учеником Кано" (цитировано по "Полному курсу Кано Дзю-дзюцу", авторы Ганкок и Хигаси, опубликованному издательством "G.P.Puthan and Sons" в 1905 году и переизданному в наше время Dover Public Inc., Нью-Йорк). Конечно не говорилось, что этому представителю старой школы должно быть запрещено использование оружия и применение ряда наиболее эффективных приемов - таких как удары руками и ногами, замки кисти и воздействие на болевые точки. Но даже в таком случае результат соревнований было бы несложно предсказать.
Если стиль профессора Кано был столь совершенным, зачем же он тогда использовал одного из наиболее талантливых мастеров Дайто-рю Айки-дзюцу того времени для укрепления престижа своей школы? Кано знал, что большинство старых школ Дзю-дзюцу не нарушит традиции и не начнет свободно учить своим системам первого встречного, поэтому он мог уверенно и спокойно бросать им вызов, зная, что лишь немногие его примут, а тем, кто решится, придется столкнуться с техникой Дайто-рю в исполнении Сиро Сайго.
Во всяком случае, многие из так называемых "Ко-рю" - старых школ Дзю-дзюцу - были вовсе не старыми, а включали группы тех, кто перенял искусство после исчезновения класса самураев несколько десятилетий назад. Хотя многих из них учили самураи, старавшиеся выжить в трудное время эпохи Реставрации Мэйдзи, в основном они были дилетантами, не имевшими опыта поединков и работы с оружием.
Все же было бы ошибкой слишком критически относиться к профессору Кано, поскольку он достиг больших успехов в области оразования и, несмотря ни на что, добился признания своей унифицированной и высокоорганизованной школы Дзюдо как основы стандартной системы подготовки японской полиции и армии. В то время дзюдо включало небольшое число приемов, которые были малоэффективны в единоборстве, то есть могли эффективно применяться только если нападающий был безоружен, неподготовлен и одет так, чтобы дзюдока бог захватить его за одежду для выполнения приемов дзюдо. Возможность эффективного использования этой техники против вооруженного и хорошо подготовленного самурая была невелика.