Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Книг по современному Айкидо опубликовано уже немало, однако ранее практически не рассматривалось значительно более древнее искусство Айки-Дзюцу, от которого и произошло современное Айкидо. Более того, в имеющихся книгах преимущественно рассматривается лишь один из изучаемых сейчас современных стилей с целью распространения исключительно его одного и присущей ему философии. К сожалению, многие из современных форм настолько отошли от исходной техники Айки-Дзюцу, что утратили свою силу и поэтому не могут относиться к подлинно боевым искусствам.
Можно сказать, что все три направления развития Айкидо проистекли из одного древнего источника - боевой системы Айки-Дзюцу. Одно из этих направлений основано на принципе духовного просветления с помощью внутренней энергии "Ки". Второе развивает Айкидо как спорт с соответствующими образовательной и соревновательной системами, в то время как третье сохраняет исходную эффективность исусства в боевых единоборствах.
Эта книга написана не только как практическое руководство для занятий. В ней сделана попытка показать читателю историю Айки-Дзюцу и, следовательно, Айкидо, и рассказать о людях, развивавших его до современного уровня. Это не отражение какого-либо отдельного стиля Айкидо, но скорее результат многолетних иссследований (как практических, так и теоретических) тех, кто участвовал в его развитии. Мы надеемся, что какой бы формой Айкидо не занимались читатель или читательница, эта книга окажется полезной для их практических занятий, а также послужит источником идей и вдохновения.
Единственное критическое замечание, которое стоило бы сделать, состоит в том, что современное Айкидо отдалилось от своих корней, а в некоторых случаях и совсем оторвалось от них, и в результате потеряло большую часть своей эффективности. Ученики должны понять, что изучаемое ими искусство было разработано исключительно для применения в поединке, и при отклонении от этой концепции его ценность теряется. Это вовсе не значит, что мы защищаем насилие; мы только рекомендуем использовать искусство в тех целях, для которых оно и было когда-то создано - для сдерживания и подавления насилия.