Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Философия карате
Деньги и киокушинкай.
Деньги - это социальная необходимость. Они могут бьпь заработаны честно в качестве награды за труд через кровь, пот и слезы. Но деньги могут быть и "грязными", и во всех случаях они уходят так же, как и приходят. Для меня печально сознавать, что некоторые судят' обо всем с точки зрения денег, считая, что на них можно купить все. Только иногда оценка в деньгах является важной в ежедневной жизни и для следования выбранному курсу. Занимаясь в молодости карате, я часто испытывал нужду в деньгах. Мне противно было думать о них. Иногда нечего было есть. Я часто проклинал их и считал, что только карате существенно важно. Тогда я был преисполнен состоянием молодости. Я занимался карате на свободном участке, куда приходили соседские ребятишки и домашние хозяйки посмотреть на Ояму, который мог ломать рога быков. Каждый день кто-нибудь из них просил меня принять его учеником, но я всегда отказывал. Я отвечал, что тренируюсь и пытаюсь добиться совершенства в избранному пути, только для себя, и не намереваюсь стать учителем. Великий Миямото Мусаси за всю жизнь взял два или три ученика. Но молодые люди, наблюдавшие за моими занятиями, были настойчивы. Некоторые говорили, что для них достаточно того, что я позволю наблюдать и имитировать то, что делаю сам. Понимая их желания, я чувствовал, что не могу отказать, и прежде, чем это случилось, я стал в какой-то степени руководителем тренировочного зала, хотя вряд ли так можно было назвать участок возле моего дома, где мы занимались. Учителя воин ;кого искусства в прошлом отбирали своих воспитанников и заботились о них, не требуя платы. Правда, некоторым инструкторам удавалось разбогатеть, получив поместья от феодалов. Но учителя, жившие и работавшие в городе, не думали о богатстве и о славе. Я решил следовать их примеру и не брать деньги за уроки. Но число желающих тренироваться со мной росло, и человек, одолживший мне участок, потерял терпение. Поэтому пришлось искать другое место для тренировок. Нужно было большое помещение с деревянным полом. Наконец, мы нашли кое-что подходящее. Но так как нужно было платить за аренду, я согласился, чтобы воспитанники сами несли эти расходы. За последние 30 лет, благодаря моим напряженным усилиям, карате распространилось во всем мире. Сформирована Международная Федерация карате, и сейчас существует более 550 тренировочных залов в 60 странах мира. Для всего этого необходимы деньги. Например, чтобы провести только один Чемпионат Мира, требуется около 100 миллионов долларов. Одному каратисту невозможно покрыть эти расходы. Конечно, многие были бы счастливы купить нашу ассоциацию карате практически за любую цену, которую я назову. Но продажа противоречила бы пути боевого искусства, по которому я следую. За последние три десятилетия мое отношение к деньгам изменилось. Сегодня наша организация полагается на услуги огромного количества людей. Деньги требуются на управление организацией. Деньги - это кристаллизация человеческого труда. В то же время - они существуют для отношений между людьми. Я работаю на основе лозунга: "Деньги - это ценность, но человек не должен быть к ним привязан". Деньги не должны быть самоцелью. Они являются абстрактной заменой человеческих ценностей. Их можно обменять на вещи соответствующей стоимости, но они не имеют ценности сами по себе. Понимание того, что деньги только средство, очень важно. Поэтому я думаю, что скряга, копящий деньги ради них самих, очень жалкая личность. Сегодня любой труд можно оценить в деньгах, но не любой труд продается. Человек, работающий честно и добросовестно, чтобы создать что-нибудь, был бы страшно разочарован, если бы он думал, что его усилия были бы ни чем иным, как определенной суммой денег. Человек, посвятивший себя боевому искусству, продающий себя за деньги или в качестве телохранителя, не является больше человеком боевого искусства. У меня есть друг, работающий в одной компании. У него талант продавца, и он всегда завоевывает доверие людей, с которыми вступает в контакт. Говорят, компания зависела от его способностей, хотя он даже не закончил школы. В 1947-48 гг., когда мой друг был бродягой и безработным, президент компании дал ему работу и помог развивать свой талант. Однажды он пришел ко мне за советом. Оказалось, что заметив быстрый рост компании, конкурирующая фирма старалась соблазнить моего друга и, таким образом, приостановить быстрый рост компании. Человек от этой фирмы вступил с ним в контакт, и кто-то послал по его адресу чек на 10 миллионов иен. "Что мне делать, Ояма?", - спросил он. -"Сейчас положение такое, что я даже не могу позволить себе купить собственный дом. Но если я сменю компанию, я буду значить вдвое больше, чем теперь, и смогу приобрести дом на эти 10 миллионов. Однако, я не знаю, как смогу предать мистера А (президента компании, в которой он работал)". Я сказал ему, что это предложение, может быть, отличный шанс, и что переход означает для него много денег. Но если он сделает это, люди, доверявшие ему, прервут с ним все отношения из-за предательства мистера А, и добавил, что я был бы первым, кто прекратил бы с ним разговаривать. Мой друг посмотрел мне в глаза, поблагодарил и последовал моему совету. Спустя несколько лет мистер А пришел узнать, что я думаю о назначении моего друга президентом. Мистер А, достигший пенсионного возраста, видел преимущество в том, чтобы назначить президентом моего друга, а не своего сына. Я сказал, что это отличная мысль. А затем растрогал мистера А до слез, рассказав ему о преданности моего друга компании, несмотря на большой соблазн. Позднее, мой друг руководил компанией как президент, ведя ее к дальнейшему могуществу как в Японии, так и за границей.