Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Философия карате
"Вызвать этого знаменитого художника во дворец. Я хочу посмотреть, на что он способен". Приказ был выполнен. И когда художника попросили написать что-нибудь, тот потребовал для работы спокойное место. Ему предоставили отдельное помещение, и он приступил к работе. В те времена китайская живопись ограничивалась определенными категориями, а именно - пейзажами, и требовала большого мастерства, поскольку картину необходимо было создать в кратчайший срок. Художник оставался во дворце одну неделю, потом другую, и, наконец, 20 дней, не сделав ни одного мазка. Удивленный император вошел в комнату художника и, остановившись позади него, спросил: "Почему же так долго?" Художник не оглянулся и ничего не ответил. Его молчание привело в ярость слугу императора, который хотел жестоко наказать художника. Но император был более великодушен и снисходителен, и велел подождать, сказав, что наказание, если оно необходимо, можно применить с таким же успехом позднее. Через десять дней художник сказал слуге: "Вот моя картина. Покажите ее императору". На картине был нарисован не пейзаж, а тигр. Увидев его, император поразился силе и правдивости изображения. "Это лучшая из картин когда-либо виденных мною", - воскликнул он. "Тигр как живой. Но скажи мне, почему когда я заговорил с тобой, ты молчал? Был чем-нибудь огорчен?". Художник ответил: "Нет, Ваше императорское величество. Просто, когда я создаю картину, я становлюсь тем, что рисую. Когда вы пришли, я был тигром, которого вы видите на картине, а тигры не говорят на человеческом языке". Император понял смысл его слов и с этого момента стал другом и учеником художника. Эта притча описывает мистическую силу человека, погруженного в состояние Дзэн. Некоторые примеры можно привести и из других источников. Японский художник Негасава Росецу (1755-99 гг.), ученик Маруямы Оке (1733-95 гг.), полностью отождествлял себя с тем, что он рисовал. Однажды его навестил друг. Подходя к дому художника, он увидел отраженную на тонком листе бумаги оконной шторы тень орла. Подняв штору, он увидел только работающего Росецу. Но интересно то, что в тот момент художник рисовал орла. Говорят, что китайский художник по имени Ю-Ко становился гибким и грациозным подобно бамбуку, которого он рисовал. Известный японский писатель Накабояма Готику (J827-1913 гг.) долгое время был не доволен своими произведениями. Он был поглощен Дзэн, но, по-видимому, недостаточно, так как все образы, которые он рисовал, были похожи на него. Позднее он понял, что должен отождествиться с тем, о чем пишет. И после этого его образы всегда выражали настроение, соответствующее своему назначению. Его вариант образа ддя слова "Весна" вызывал тепло, утонченность и мягкость, а его определение слова "Бог" внушало глубокое почтение. ------ В людях, тренированных в концентрации, внезапная тревога пробуждает поразительную силу. В Китае был один знаменитый стрелок из лука, который ежедневно тренировался, достигая совершенства. Однажды осенним лунным вечером он пошел в горы стрелять. Вдруг в тени от скалы что-то зашевелилось. Тигр! Изогнувшись и обнажив клыки, зверь был готов к прыжку. Даже знаменитый боец, наверняка, был бы захвачен врасплох таким неожиданным нападением. Но стрелок мгновенно и автоматически сконцентрировал все свое существо на стреле, которую он выпустил из лука. Стрела попала в голову. Не останавливаясь, чтобы посмотреть на пораженного хищника, стрелок повернулся и пошел вниз. Но на следующий день он решил, что должен вернуться к месту происшествия и посмотреть, что за тигра он убил. Он долго искал, но зверя не нашел. Наконец, он повернулся обратно и вдруг увидел, что его стрела вонзилась в огромный камень. Его собранность была так велика, что позволила ему со страшной силой послать стрелу в камень. Эта притча является источником поговорки - "сконцентрированная мысль может проходить сквозь камень". Эта поговорка широко известна на Востоке уже много веков. Концентрация жизненных сил и духовное единство производят эффект, о котором человек вначале даже и не подозревает. Помню, один из моих воспитанников избил нескольких хулиганов, издевавшихся над стариком. Хотя я сам участвовал в подобных схватках, но когда определялся мой путь в карате, я никогда не вступал в уличные бои, и запретил это делать своим воспитанникам. Я временно запретил молодому человеку посещать тренировочный зал. Но дело на этом не кончилось. Хулиганы полагали, что я защищаю своего воспитанника. Однажды я шел по улице, и внезапно несколько человек преградили мне путь. Напуганные только моим взглядом, они один за другим исчезли. Тогда я понял, что годы тренировки, постоянная борьба на грани жизни и смерти, самоотверженная преданность карате - вот то, что позволило мне победить во всех матчах во многих странах. Это, должно быть, отразилось в моих глазах с такой силой, что хулиганы и им подобные не смогли вынести этого и отступили. Я понял тогда, что внутренняя сила - это мировоззрение, и дух карате можно использовать во всех аспектах жизни. Эю дало мне возможность жить свободно и без страха. Я достиг состояния Дзэн благодаря долгой тренировке в карате. Я полагаю, что возможно достичь этого благодаря преданности и другому виду деятельности. Например, я могу выделить дзэнского патриарха Хакуина, чьи картины рассматриваются современными критиками прекраснее полотен Рафаэля и Пикассо. Но для достижения этого большое значение имеет общее духовное единство, причем достижение такого единства не требует времени или особого места для размышления. Этого может достичь каждый и где угодно. Все, что необходимо, это полностью отдать себя данному моменту, независимо от того, что вы делаете: работаете, едите, торгуете или встречаетесь со своей возлюбленной. Полное духовное единство во всех этих вещах означает постоянную практику Дзэн в любое время и в любом месте: лаборатории - для ученых, библиотеке - для философов, сцене - для актеров и суд - для адвокатов и судей. Один из многочисленных писателей и поэтов сказал, что его действительно удачные произведения никогда не были результатом преднамеренных усилий, но казалось, сами они воплощались в плоть, когда он растворялся в процессе творчества. Он отмечает, что не считает свое наиболее удачное произведение полностью собственным, и что произведения, созданные исключительно на основе преднамеренных усилий, редко удачны. В классическом труде на эту тему нет преувеличений, когда говорится, что путь бойца является путем познания смерти. Это означает, что бойцы прошлого оставались равнодушными к заботам о славе и известности потому, что настоящий контакт со смертью постоянно держал их в мире клинка. Койцуми Кое-Но-Ками - основатель одной из наиболее известных школ в Японии, сравнивал путь самурая с переходом через бурный поток по бревну. Это требует поистине полной концентрации и целеустремленного движения вперед. И если принцип, на котором основано это сравнение, приложить ко всему, то жизнь человека стала бы более плодотворной и свободной от смятения, принесла бы ему большее удовлетворение.