Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Философия карате
Карате киокушинкай предпринимает попытки внушить воспитанникам идеалы справедливости, которые помогают молодым людям твердо противостоять жестокости и власти. Смелость - ключ к такой твердости. Страх поражения влечет величайшую потерю, равносильную потере самого себя. Потеря смелости равносильна поражению. Смелость действительно стимулируется присутствием мощного соперника. Девяносто пять процентов организаций карате в мире (все японские) находятся под руководством людей, которые прямо или косвенно являются моими воспитанниками. Но в Японии есть несколько школ карате, которые не зависят друг от друга, и поэтому имеют возможность для соперничества. Это путь, по которому надо идти. Я противник объединения всех организаций карате. До войны было соперничество между двумя лидирующими школами дзю-до: Кодокан - специализирующейся на бросках, и Ботокукай -специализирующийся на захватах. После войны обе организации слились в одну и это привело к упадку дзю-до. Ко1да в борьбе нет соперников не на жизнь, а на смерть, тогда вместо действительной силы в тренировочном зале начинает царить политика. То, что теряет свою силу, всегда обречено на поражение, а то, что терпит поражение - разрушается. Воинское искусство создано для победы и, следовательно, ему необходимо соперничество. Но, независимо от силы соперника, всегда победит справедливость. В этом я убежден. Следовательно, карате должно быть справедливым видом борьбы. Люди, достойные называться справедливыми, должны бороться со злом, если это необходимо не на жизнь, а на смерть. Что значит жизнь без такого желания встать за справедливость? Личность с развитым чувством справедливости рано или поздно будет услышана другими. Личность, которая верит в собственную справедливость, всегда найдет смелость в борьбе для преодоления противоречия между .жизнью и смертью. Вот почему я утверждаю, что справедливость всегда победит. Но путь, выбранный для борьбы, должен лежать в пределах человеческих возможностей. Все рождаются с инстинктивными желаниями и потребностями в пище, одежде, крове и любви. Истинно смелый человек должен посвятить себя благополучию других и должен пожертвовать жизнью ради борьбы, Необходим самоконтроль всех желаний, иначе это приведет только к извращению. Для человека невозможно быть абсолютно чистым. Неважно насколько суров аскетический путь или как ограничена диета, некоторое количество пищи необходимо принимать для поддержания жизни. Смерть ведет к своего рода чистоте, но умерщвление плоти едва ли может считаться поучительным. В связи с этим, мы должны позволить себе необходимые вещи в пределах обычных законов высоконравственного поведения: пищу, кров, одежду, супругу. Отсутствие этого означает, что человек ненормален или желает обожествления. Люди должны чтить богов, но мы не можем стать богами. Конфуций учил, что человек с достаточным количеством пищи и одежды понимает правила вежливости. Под этим он не подразумевал, что человеку следует добывать пищу и одежду только для себя. Личность, идущая по определенному пути, может знать значение правил вежливости даже без достаточного количества пищи и одежды. Но при обычных обстоятельствах важно делиться с другими всем, что необходимо для нормальной жизни, если ты посвятил себя благополучию людей и общества в целом. В этом особенность конфуцианского понимания человеческой жизни и того возвышенного идеализма, который делает его, по моему мнению, наиболее выдающейся философией, известной человеку. Истинный путь - это применение в сражении своей силы и мастерства не для себя, а ради общества, к которому мы принадлежим. Настоящая смелость рождается лишь тогда, когда она созвучна со справедливостью.