Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Философия карате
Перед матчем я работал до тех пор, пока разум и тело не стали гибкими и эластичными. Позже, когда начался матч, крики толпы были едва слышны. Я ни о чем не думал: ни о победе, ни о поражении, но я смог ускользать от атак противника и атаковать сам. Смелость полностью мобилизует, поглощает. Человеку, который может полностью проявить свою силу, и человеку, живущему в соответствии с избранным путем, этого достаточно. Несведущая толпа может судить на основании случайных результатов поражения или победы. Но боец, верящий в справедливость своих действий, безразличен к их хуле и восхвалению. Люди должны тренироваться так, чтобы они могли игнорировать критику зрителя, который не имеет понятия о трудностях следования по пути с преданностью и собранностью. Если вы можете быть безразличными к мнению непосвященных, то сможете стать и безразличными к жизни и смерти, богатству и бедности. Мне нравится отрывок из сочинения Ли-цзы, классика неодаосизма, написанный в Китае в II веке н. э., где говорится: "Жизнь выглядит подобно смерти, богатство подобно бедности, человек - свинье, а свинья человеку". Человек, сказавший это, достиг вершины, он обладал истинной смелостью. Храбрый человек готов умереть вечером, если он понял истину утром. Это не означает, что он ищет смерти, но когда она придет, он готов встретиться с ней в полном спокойствии. Обучая карате, я встречался с разными людьми. Некоторые достигали успехов, некоторые были ленивы. За короткий период 6 месяцев (или год) трудно узнать границы, до которых будут совершенствоваться люди. Некоторые хорошо скоординированные и быстро делающие успехи, почивая вначале только на лаврах, становятся ленивыми и, наконец, видят себя обиженными другими. Иные, хотя и обещают пойти далеко, слишком боятся участвовать в поединках. Они достаточно сильны, но уклоняются от состязания с сильными противниками и не принимают участия в соревнованиях на личное первенство. Если у них есть соперники, они избегают их. Они общаются только со старшими, кто подобен им и защищает их. Это является одним из путей жизни, который я не одобряю. Если человек подвергает себя опасности, то он не должен беспокоиться об этом. Страдания от значительных ран и являются тем путем, чтобы стать сильным. Как я уже отмечал, жизнь человека, выбравшего путь, по которому он будет следовать, может проходить в одиночестве. Я уже писал, что люди иногда отдаются одиночеству в горах и тренируются с такой отрешенностью и преданностью, что другие считают их сумасшедшими. Сейчас, как и прежде, полная преданность является единственным путем для достижения чего-либо значительного и устойчивого. Несмотря на это, каратисты должны быть безразличны к судьбе. Путь, который мы избрали, содержит высокие стремления и цели. Хотя природа этих целей изменяется с личностью, мое толкование их следующее: мой путь - путь карате - является также путем гуманности и соответственно относится к пути богов. Неважно, как долго мы должны идти по пути гуманности. Возможно, лучше было бы сказать, что мы никогда не должны отдаляться от принципов гуманизма, несмотря на возможное одиночество на этом пути. Однако, изоляция - неправильна и вредна. В тюрьме, где я тренировался в одиночку, а также в горах самым трудным было перенести отсутствие общения. Человеку не суждено жить одному без контактов интеллектуальных и эмоциональных, без любви к другим людям. Может быть и есть такие действительно "одинокие волки" в мире животных, но благодаря своему интеллекту и дару речи, человек не может жить без своих близких. Ему необходим собеседник, даже если это он сам. Это верно и для тех, кто избрал путь карате.