Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог? - Конфуций

Прежде смерти не должно умирать. - Народная мудрость

Шаолинь-цюань


С кого же в действительности начинается шао-линьское ушу? Конкретного человека назвать невозможно. В VI веке боевые искусства уже широко практиковались по всему Китаю - ими занимались как профессиональные воины, так и простолюдины, демонстрируя свое мастерство на народных праздниках. Занимались ушу и монахи Шаолиньсы еще до легендарного появления Дамо.

Монастырь был основан в 495 году неким Чжоу Цзином. Считается, что двух первых подобранных им монахов звали Хуэйгуан и Сэнтяо. Но только спустя почти тысячу лет началась реальная история шаолиньского ушу.

В первое половине то ли XIII века, то ли XIV, в период одного из упадков монастыря, туда пришел молодой человек по имени Цзюэ Юань - Прозревающий далекое. Несколько лет он изучал у мастера Хэнвэня знаменитый комплекс "18 рук архатов", создание которого позже приписали тому же Дамо. Комплекс был прост и эффективен - быстрые прямолинейные передвижения, разнообразные захваты и заломы, подсечки, удары ногами в нижний и средний уровень, бой на близкой дистанции. Ханвэнь в то время был ведущим инструктором Шаолиньсы по ушу. Он отличался великолепным "внутренним искусством" - нэйгун. Хэнвэнь клал себе на голову тяжелую каменную плиту почти в сто кг, на каждую ногу ставил по человеку и принимал стойку "всадника", причем мог находиться в таком положении в течение получаса.

И все же Цзюэ Юань, наслышавшись сказок о былой славе монастыря (и тогда люди рассуждали: "Да, раньше было..."), решил отправиться на поиски "истинного искусства". Он обошел немало мест, тренировался у многих мастеров, но никто не показал ему систему, хотя бы равную искусству Хэнвэня.

Однажды на улице города Ланьчжоу он помог некому Ли Coy отразить нападение бандитов, и двум бойцам пришлось несколько месяцев скрываться от мести в шалаше. Там Ли Coy и рассказал, что он обучался у "настоящего" носителя шаолиньского стиля. Ли показал другу базовые упражнения, а затем, убедившись в чистоте его помыслов, отвел в Лоян к учителю Бай Юйфэну. Взял с собой еще сына Ли Coy, четыре бойца возвратились в Шаолиньсы.

Начались изнурительные тренировки под руководством Бай Юйфэна и Ли Coy. Нередко вместе с потом по телу струилась кровь из ссадин и ран - так нелегко давалось Цзюэ Юаню "жесткое искусство" - иньгун, то есть метод приема ударов на корпус. Но через несколько лет он мог увернуться от летящего копья, кулаком разбивал каменные плиты, проделывал ударом пальца углубления в камне, дробил в порошок гальку, великолепно владел 18 видами оружия, а его технику боя с мечом называли волшебной.

Долгие годы создавал Цзюэ Юань новую технику Шаолиня. На основе комплекса "18 рук ар-хатов" он разработал таолу в 72 приема. Затем, дополнив их с помощью своих учителей, он создал систему, в которую вошли 170 приемов, ставшие классикой шаолиньцюань. Система Цзюэ Юаня выглядела следующим образом: 18 классических приемов были разделены на 18 коротких связок или "дорожек", имеющих характер завершенных комплексов. Каждая дорожка в свою очередь включала 18 приемов, и, таким образом, получалось 324 приема - практическое удвоение 170 канонических приемов, включая повторы. Каждая из 18 "дорожек" имела ключевой прием или принцип, например подсечку, залом, удар кулаком в пах, которые повторялись в различных комбинациях.

Современный любитель ушу, знакомый с техникой Шаолиня в основном по фильмам, наверное бы удивился тому, что в традиционном шао-линьцюань не было ничего красочного. Движения были скупыми, малоамплитудными, что позволяло быстро и эффективно защищать тело. Встречалось много коротких малозаметных ударов пальцами по болевым точкам.

Наставник Бай Юйфэн ввел в обучение монахов стили пяти священных животных - тигра, леопарда, змеи, журавля и дракона, описав их в Трактате "Утонченные требования к пяти стилям". Рукопись не дошла до нас. Многие современные китайские мастера считают, что те стили животных, которые преподаются сейчас, имеют весьма косвенное отношение к Бай Юйфэну - в его технику были посвящены лишь избранные.

Так в XIII или XIV веке шаолиньское боевое искусство (шаолиньцюань) действительно выделилось среди других, и монахи решили хранить его тайны, передавая их лишь самым надежным последователям.

Существовали ли какие-нибудь экзамены в Шаолиньсы? Скажем сразу: никаких "коридоров смерти с 18 бронзовыми бойцами" в монастыре не было. Это просто еще одна популярная легенда, подобная рассказам о Бодхидхарме. И все же в практику входили многие испытания, касавшиеся не только боевых искусств, но и буддийского учения, знания традиционных китайских канонов и даже искусства вести полемику с представителями других школ.

Введение экзаменов объяснялось просто - по дорогам бродило немало "фальшивых монахов", многие из которых выдавали себя за носителей шаолиньской традиции. Выходили из Шаолиня и недоучки - этого не избежала даже столь духовная страна, как Китай! И тогда в середине XIV века знаменитый своими знаниями буддизма настоятель Шаолиньсы Фуюй ввел обязательный экзамен. От кельи настоятеля до главных ворот были устроены 12 "застав" - узких проходов, которые охранялись двумя монахами-инструкторами. Надо было преодолеть эту дорогу, победив всех 24 соперников, чтобы открыть ворота монастыря. Неудачник либо возвращался опять в тренировочные залы, либо просто изгонялся из монастыря. Этот путь народная фантазия и превратила в "коридор смерти".

Фуюй открыл более десятка "филиалов" Шаолиня, куда ездил с проповедями, а также проверял качество подготовки монахов. Он регулярно устраивал показательные бои между монахами различных шаолиньских монастырей.

При Фуюе в обитель стали широко принимать детей с 6 -7-летнего возраста. Для них также устраивались экзамены, даже разработали специальную систему обучения, называемую "искусство ребенка" (дунцзы гун). В нее вошли многие сложные упражнения, например, стойка на одной руке на двух пальцах, стойка на голове с ладонями, прижатыми к бедрам, разбивание кулаком небольших камней и т.д.


Страница: 1 | 2 | 3 | 4 |

Просмотров: 17333



Copyright © 2009-2024 www.ВоинДуха.ru Программная поддержка - www.softout.ru


  Rambler's Top100

Разделы