Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Ушу
Наиболее известные стили ушу:
Багуа-цюанъ - гимнастика "восемь триграмм" . одна из наиболее распространенных гимнастик внутреннего направления (нэйцзя). Обычно сначала изучают гимнастику архата "Шиба лохань шоу" (18 рук архата), созданную Бодхид-хармой для укрепления организма, и пушечные удары "Паочуй", идущие от монаха Пу Чжао из Шаолиня. Потом осваивают работу открытыми ладонями (Чжанфа). При хождении по кругу используют два вида шагов: разворачивающийся шаг Байбу и сворачивающийся Коубу.
Байхэ-цюанъ - гимнастика "белый журавль". Распространена в провинции Гуандун, в Гонконге, Сингапуре, среди этнических китайцев в Юго-Восточной Азии, на Тайване. Движения простые, но быстрые. По одной версии, ее создал Ся Кэли в горах Эмэйшань и оттуда принес в Гуандун. По другой - источник там же, но принес Ли Чжуцзы.
Бащи-цюанъ - гимнастика "восемь сторон света". Содержит 8 способов атак на обороняющегося - "вскрытие ворот с восьми сторон" - Каймэнь. Поэтому ее называют также Каймэнь Бацзи-цюань. По одной версии, эту гимнастику создал Чжу Юаньчжан. По другой - она разработана в Юэшаньском монастыре, поэтому есть и такое название: Юэшаньские 8 пределов - Юэшань Ба-цзи.
Баймэй-цюанъ - гимнастика "белые брови". Относится к южному кулаку Нань-цюань. Создателем считается даос Белые Брови (Бай Мэй) с горы Эмэйшань. Жесткая, резкая, интенсивная. Распространена в Гуанчжоу.
Бай-Юань Тунбэй-цюанъ - гимнастика "прохождение спины" Белой Обезьяны (Бай Юаня). Включает 24 позиции. Распространена в Пекине. Уделяют внимание "забиванию свай" (дучжуан). 1 Вайцзя-цюань - "гимнастика внешнего направления". Все те стили ушу, где главное - движение и мышечные усилия. "Внешняя техника" означает: наступать и отступать, изгибать и выпрямлять, поднимать и опускать, наклонять и отклонять.
Дитан-цюанъ - гимнастика "лежа на земле". Специально тренируют падения, перекаты, чтобы притворившись побежденным, из поражения извлекать победу.
Дуаньда-цюанъ - гимнастика короткого удара (кулака). Распространена в провинции Хэбэй. Включает комплексы с оружием. Древний вид, один из немногих, до сих пор сохранивший выраженную прикладную направленность.
Думэнъ-цюанъ - гимнастика "школы заваливания". Слово "ду" означает "завалить, пресечь, убить". Много захватов и падений. В XVIII веке пришла из Цзянси в Сычуань.
Жоу-цюанъ - гимнастика "мягкий кулак". Известна также под названием "кулак великой скорби" (Дабэй-цюань) и "кулак совершенного в великой скорби (Дабэй Толони-цюань). Это способ динамической медитации тайной буддийской секты Мицзун (другое название - "секта истинного слова" - Чжэньяньцзун).
И-цюань - гимнастика "мысли" (другое название: "Руководство сердцем и мыслью в гимнастике больших свершений"). Не имеет установленных комплексов: сознание должно произвольно управлять движениями, откуда название. Создал Ван Сяньчжай на рубеже XIX - XX веков. Важное значение придают "стоянию столбом" (чжаньчжуан).
Инмэнъ Нан-цюанъ - "южный кулак жесткие ворота" (ворота - в смысле учение, школа). Жесткая силовая система, имеет несколько вариантов: семьи Ма (Мацзя), семьи Хоу (Хоуцзя) и др. Распространена в провинции Цзянси.
Кунмэнь-цюанъ - гимнастика "школы Куна" (другое название "Хубэй Кунмэнь-цюань"), т.е. из провинции Хубэй, где она распространена. Основана на подражании животным и птицам, содержит много падений и перекатов.
Кунълунь-цюанъ - гимнастика из Куньлуна (горного района на юге Китая). Быстрый и энергичный стиль, сочетающий атаки и защиты. Ему более 200 лет. Распространен в провинциях Гуандун и Хэнань. Создателем.считается Дадао Ван-у.
Кэцзя-цюанъ - гимнастика семьи Кэ. Это общее название для стилей кланов Дяо, Лю, Ню, Чжу, Юэ. Относится к Нань-цюань, распространена в Гуандуне. Движения изменчивые, много переворотов и поворотов, главный принцип - оборона.
Лицзя-цюанъ - гимнастика семьи Ли. Основателем считается Ли Шикай из Шаолиня, распространена в Гуандуне. Часто использует ладони, считая, что "одна ладонь победит три кулака".