Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Синдо-рю
Школа Истинного Пути
Один из стилей окинавского каратэ, принадлежащий к семейной традиции Ханасиро. В настоящее время стиль возглавляет 68-летний Ханасиро Найто, имеющий на Окинаве примерно 40 преданных учеников. Кроме того, данный стиль практикуют последователи в США, Дании и в России (Москва).
Важнейшие принципы школы - "иккэн хисса-цу" (одним ударом - наповал!) и "мэцкэй сутэ-ми" (хладнокровная решимость идти в бою до конца). Главные компоненты тренинга, это практика ката, работа на снарядах (макивара, подвесной мешок и другие предметы), кумитэ (как обусловленное, так и вольный бой).
Вот как характеризует данный стиль руководитель московской школы В. Майстровой: "У меня вызывают иронию заявления горе-мастеров, фактически преподающих военизированную гимнастику или спортивные единоборства, но утверждающих, что на самом деле их направление - это "очень грозная" система реального боя. И что прозанимавшись лет пять или шесть под их мудрым руководством, любой средниий-человек сможет эффективно защищать себя от кого угодно. Во-первых, если практиковать "условное" каратэ типа Сётокан-рю, Вадо-рю, Сито-рю или "спортивное" дзюдо, самбо, кик-бокс, то и через 15 лет не сможешь драться на равных с опытными уличными бойцами. Во-вторых, не каждому человеку суждено быть бойцом, если дух слаб, то никакой тренинг не поможет. И в-третьих, что это за "боевые" системы, которые надо осваивать не меньше пяти-шести лет чуть ли не ежедневных тренировок?
В старину никто столько ждать не мог. Сегодня - тем более. Где гарантия, что на вас не совершат нападение после первой же тренировки? Значит, уже на первом занятии вы должны научиться хотя бы одному надежному приему самозащиты. А за год необходимо освоить солидный технический и тактический арсенал, причем реально, на снарядах и с партнерами. Тогда в самом деле можно постоять за себя. Всего один пример, подтверждающий правоту моих слов, хотя таких примеров я могу привести значительно больше. Четыре года назад один из моих учеников, имевший "всего лишь" 5-й кю, прогуливался со своей девушкой тихим вечером по улицам Москвы. И вот в безлюдном месте на них "наехали" трое ублюдков, один из которых был вооружен бейсбольной битой, а двое других - ножами. Произошел "разговор", в результате которого мой ученик получил несколько неглубоких порезов и большую шишку за ухом. Зато его "собеседники" будут помнить эту встречу до конца своих дней, настолько дорого она им обошлась!"
Впрочем, превыше всего в школе Синдо-рю ценится умение не доводить дело до столкновения и, таким образом, побеждать без боя. Именно в этом заключена суть традиционного боевого искусства: иметь реальные возможности побеждать противника, превосходящего численностью и вооружением, не испытывая потребности в их проверке и применении по любому ничтожному поводу.
Хотя в школе Синдо можно всего за один год научиться эффективно защищать себя, полная программа обучения рассчитана на 12 лет, в том числе 8 лет на каратэ и 4 года на кобудо. Идея здесь в том, что к началу занятий кобудо человек должен полностью владеть всей техникой каратэ. Поэтому обладатель первого дана приравнивается к тем, кто имеет четвертый дан в любом спортивном направлении каратэ. То же самое и в отношении учеников: 5-й кю в Синдо-рю - это 2-й кю в других школах. Данное утверждение не просто слова. Здесь стало традицией участие учеников в различных соревнованиях, где предусмотрен жесткий контакт.
Речь идет о международных турнирах по рукопашному бою, русскому кэмпо (школа Ю.А. Ко-строва), асихара-каратэ, муай-тай, дзю-дзюцу и другим. Несмотря на предвзятое отношение к питомцам школы как к чужакам и необъективность судей, они еще ни разу не оставались без призовых мест.
В школе Синдо-рю 8 ученических степеней, от 8-й (низшей) до 1-й (высшей). Каждой из этих степеней соответствует тот или иной цветной пояс и девиз:
8-й кю (белый пояс) - Становление на путь ученичества;
7-й кю (белый пояс с оранжевой меткой) - Начало познания;
6-й кю (оранжевый пояс) - Совершенствование в познании;
5-й кю (синий пояс) - Расширение познания;
4-й кю (зеленый пояс) - Середина ученического пути;
3-й кю (темно-синий пояс)-Возвышение познания;
2-й кю (коричневый пояс) - Углубление познания;
1-й кю (темно-коричневый пояс) - Зрелость.
Затем идут степени "дан", которым соответствует черный пояс. Их присваивает мастер Ханаси-ро Найто.
Главная задача полного курса обучения в том, чтобы за долгие годы ученичества воспитать нравственного человека, сильного как духовно, так и физически, а не робота с пудовыми кулаками, не знающего толком, когда их надо применять. В соответствии с этой задачей сформулированы Правила для учеников школы Синдо-рю:
1. Ученик должен быть скромным, честным и справедливым.
2. Ученик должен быть почтителен в обращении с Учителем и вежлив со своими товарищами.
3. Ученик должен иметь не только желание, но и серьезные мотивы для изучения боевого искусства.
4. Ученик не должен применять свои умения в боевом искусстве на улице, за исключением экстремальных ситуаций. Ученик, замеченный в обычных драках, подлежит немедленному исключению из школы.
5. Ученик не имеет права курить и употреблять спиртные напитки.
6. Ученик не имеет права обучать кого бы то ни было боевому искусству без разрешения Учителя.
7. Учитель имеет право наказывать учеников и исключать их из школы.
Программа школы Синдо-рю предусматривает изучение 17 ката, из них 12 без оружия (в том числе 2 дыхательно-энергетических) осваивают ученики, а 5 с оружием - обладатели степени "дан". На второй дан - с посохом (року-сяку-бо) и короткими трезубцами (сай), на третий - с коротким цепом (нунтякой) и рукоятками жерновов (тонфа), на четвертый - с парными серпами (кама). Ката без оружия - это Сандзюго, 5 ката Пинан (нидан, седан, сандан, ёндан, годан), Сан-чин, Бассай, Канку, Чинто, Ванею, Сэйенчин. После получения четвертого дана обучение по программе школы считается полностью завершенным. Дальше человек должен идти по Пути совершенствования самостоятельно.
Кумитэ включает следующие виды:
1. Кихон кумитэ - обусловленный спарринг на один или на три шага;
2. Дзю иппон кумитэ - свободный спарринг на одно движение;
3. Ури куми дзю - свободный спарринг с использованием любой техники, но без "кимэ" в ударах;
4. Ури куми го - свободный спарринг с "кимэ" в ударах, но с запрещением ударов в глаза, горло, пах, колени, и без добивания;
5. Дзиссэн кумитэ - свободный спарринг, в котором запрещены только удары по глазам, но с жестким судейством во избежание тяжелых увечий;
6. Ниайтэ кумитэ - работа одного против двоих по правилам "ури куми го".
Весовые категории отсутствуют, защитные приспособления не используются.
В школе Синдо-рю, как и в других школах "настоящего" каратэ (которых и до второй мировой войны было немного, а сейчас осталось еще меньше), ката и кумитэ не противопоставляются. Это два способа, дополняющих друг друга, и направленных на достижение одной и той же цели - формирование идеального бойца. Но все же можно сказать, что практика ката в традиционных школах (таких, как Синдо-рю) считается основной, а кумитэ - дополнительной. Ведь каждая ката представляет собой не просто набор технических действий, присущих данному стилю, но прежде всего - медитативный поединок с несколькими противниками, различными по их росту, силе, технике, вооружению. Если подходить к практике ката с такой позиции, то она незаметно для практикующего развивает его способность работать в любом поединке, как учебном, так и реальном, на "автомате". Ведь именно в процессе динамической медитации (ката) "загоняются" в подсознание двигательные "клише", связки ударов руками и ногами, уклонов и блоков, выпадов и прыжков, захватов и бросков. Все дело в том, чтобы добиться исполнения ката именно на медитативном уровне. Иначе от этих упражнений действительно будет мало пользы в плане подготовки к реальному бою на смерть. В большинстве случаев так и происходит: в ката видят лишь нормальную основу техники школы, ту "обязаловку", которую надо "сдать", чтобы получить очередной пояс. В школе Сандо-рю в практику ката вкладывается столько энергии и внутреннего смысла, что даже новички ощущают каждую из них как настоящий тяжелый бой. Просмотров: 7617