Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
- Конфуций
Прежде смерти не должно умирать.
- Народная мудрость
Сётокай-рю
Школа ассоциации "Сосны и волны"
Японский стиль каратэ, созданный в 1956 году мастером Эгами Сигэру (1912-1981), бывшим учеником отца и сына Фунакоси. После смерти Эгами стиль возглавлял Мураками Тэцудзи, а после его смерти - Харада Мицукэ.
Школа Сёто-кай отвергает силовые упражнения и не поощряет пробы на разбивание твердых предметов (тамэси-вари), уделяя особое внимание "энергетическим" аспектам и внутренней концентрации. В Сёто-кай преобладают плавные движения, родственные китайским "мягким" стилям. Вместо обычного плотно сжатого кулака чаще используется "голова дракона" - кулак с выставленной вперед фалангой среднего или указательного пальца. Важную роль играют в Сёто-кай ката, через которые реализуются энергетические потенции каждого бойца.
"Духовное" каратэ, как порой называют Сёто-кай, явилось не чем иным, как возрождением полузабытых в современной Японии исконных традиций окинавского искусства тэ и китайского кэнпо. На начальной стадии обучения тренировки в Сёто-кай почти не отличаются от Сёто-кана и Сито-рю. Они развивают растяжку, силу, выносливость, вырабатывают отличную реакцию. Затем на "продвинутой" стадии идет отработка способности к мобилизации ки. Так, на первой стадии удар разбивается о препятствие (доску, черепицу или человека), не проникая вглубь, подобно мощной волне. На второй же стадии за счет концентрации ки и "устремленности" (кимэ) удар проникает сквозь препятствие и продолжается в бесконечность. Эгами в своих наставлениях призывает не жалеть стараний для достижения состояния отрешенности духа-разума (му-син), чтобы через врата Средоточия (тандэн) вступить на Путь познания истины (до). Только такое состояние может дать полную гармонию и слияние с природой (хэй-хо), проникновение по ту сторону добра и зла, жизни и смерти. В учении Эгами мы встречаемся с тезисом о самопознании в процессе практики боевого искусства, из которого вытекают важнейшие требования: во всем следовать за движениями противника, одолевая его податливостью; в бою обретать истинную любовь; находить покой в движении и движение в покое; ощущать себя во Вселенной и Вселенную - в себе. Неудивительно и то, что в Сёто-кай нашла применение теория первозвуков, лежащих в основе творения и воплощающих космические силы в момент концентрации (киай). Столь же традиционна и заимствованная из комплекса классических бу-дзюцу идея о воспитании "шестого чувства", о телепатическом контакте с противником.
"Харада вспоминал: "Мастер Эгами сначала долго присматривался ко мне, прежде чем предложил заниматься у него... Полтора года я тренировался под его руководством по 3 часа ежедневно. Я был счастлив, так как занятия стилем Сётокан-рю в клубе университета Васэда давно уже меня не удовлетворяли... Учитель отвергал механическую работу. Он поставил мне цель: заставлять противника падать, не прикасаясь к нему. Он сам показал мне как такое искусство выглядит. И я понял все преимущества духовного каратэ"...