Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог? - Конфуций

Прежде смерти не должно умирать. - Народная мудрость

Сценарий фильма или рассказ о судьбе Николая Дмитриевича Остудина


Без права на ошибку


Молодых краснофлотцев отправили на остров Кильдин, где располагалась военная база. «Там самолеты гидроавиации садились. Но пробыли мы здесь всего несколько месяцев - за это время не осталось ни одного самолета - всех побили, - Николай Дмитриевич замолкает на минуту. - Вы представьте, какие это были самолеты! Например, МБР-2 (морской ближний разведчик): сделан из дерева, обшит перкалью, а мотор на верху стоял на ножках (мы так его и прозвали «этажерка»). Скорость у него - 200 километров в час. Немецкие мессершмиты их прямо над заливом расстреливали, они так на месте и тонули».

Потом в Ваеньге (в 40 км от Мурманска) создали 15-ю авиабазу для ремонта самолетов и моторов. Мурманск сильно бомбили - самолеты нужно было ремонтировать. «Работали по потоку: одни разбирали, другие дефектировали, а потом по узлам: кто-то на блоках, кто-то на поршневой группе, я был на агрегатах», - рассказывает ветеран. На фронт специалистов не отправляли - был соответствующий приказ Сталина.

Но война заставала везде. «Наш аэродром в первое время часто бомбили, - вспоминает Николай Дмитриевич. - Немцы всегда налетали со стороны солнца, чтоб их не видно было. Помню, у нас бригада на аэродроме меняла мотор у самолета - шесть человек работали. Вдруг немцы пикируют, прямое попадание - никто в живых не остался, только косточки собрали в один гроб и похоронили, - у ветерана на глаза наворачиваются слезы... - У нас авиация в первое время была слабая, в основном «тихоходы» двукрылые. У них скорость всего 250 километров, а у Мессершмита - 600. Мессеры - жуткие самолеты! У них уже в то время моторы воздушного охлаждения были. А у нас самый скоростной в то время был И-16. На таком еще дважды герой советского союза Сафронов летал. Вот они были верткие: нырнут, их истребитель проскочит, а они его сзади бьют. Да и до советских асов немцам было далеко! Так и боролись: у них - скорость, у нас - маневренность».

А потом уже появились новые истребители, пришли Яки, Лагги, Миги. По ленд-лизу отправляли ланкастеры, харрикейны, аэрокобры. «Английские бомбардировщики у нас не прижились. У них хвосты были вроде гитары, очень тонкие, поэтому часто отпадали. А истребители харрикейны были мощные - по 4 пулемета на каждом!» - рассказывает ветеран.

Николай Дмитриевич вспоминает, что самолеты по ленд-лизу доставляли в разобранном виде: «иначе было не провезти - немцы следили. А сколько конвоев-то они потопили, сколько людей погибло!» Собирали самолеты в лесу, маскировали. Все инструкции по сборке были на английском языке, поэтому мотористам оставалось надеяться на свою сообразительность.

«Двигатели мы долго осваивали, - признается ветеран. - Там фильтры были не такие, как у нас. Как на стенд попадут - стружку дадут! А значит, подшипники расплавились. Потом уже приловчились, стали по-своему делать. С первого раза не получится - со второго поймешь! Главное, чтоб голова была!» - улыбается Николай Дмитриевич.

Все эти годы вместе с сослуживцами Николай Дмитриевич жил в землянке, но по-молодости расценивали это как приключение, да и почти все время проводили в работе. Норма - 30 двигателей в месяц, ошибки совершить нельзя. Контроль очень строгий - за каждый двигатель нужно было лично расписаться.

От его казалось бы незаметной работы зависела не только жизнь десятков летчиков, но и успех каждой операции. «Это же не автомобильный двигатель, тот встал - и ладно. А если летчик упадет по твоей вине?! - рассуждает Николай Дмитриевич. - Самолеты сами не летают, им необходимо техническое обслуживание»...

Война окончилась 9 мая 1945 года, а Николай Дмитриевич Остудин вернулся домой лишь в августе 1946-го. Вместе с сослуживцами он «нес вахту», пока их не сменили новые специалисты, а чтобы их подготовить нужно было время. Так и получилось, что служил Николай Дмитриевич шесть с половиной лет.

Сейчас среди множества книг в библиотеке ветерана нет ни одной по его профессии. Все самое ценное хранится в настоящей энциклопедии - памяти Николая Дмитриевича, а она даже в 90 не подводит! Ветеран подробно рассказывает обо всех марках самолетов, находившихся на вооружении как русских, так и немецких войск. Он уверен, что и сейчас смог бы разобраться в устройстве любого двигателя. Николай Дмитриевич следит за изменениями в авиации и с гордостью говорит, что наша воздушная техника лучшая в мире.


Страница: 1 | 2 | 3 |

Просмотров: 10560



Copyright © 2009-2024 www.ВоинДуха.ru Программная поддержка - www.softout.ru


  Rambler's Top100

Разделы