Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог? - Конфуций

Прежде смерти не должно умирать. - Народная мудрость

Лекции о дзэн-буддизме

Перед тем как перейти к заключению, позвольте мне назвать то, что называется кардинальными добродетелями бодхисаттвы, или человека дзэн. Они известны как парамитас:

1. Дана (милосердие).
2. Шила (заповеди).
3. Кшанти (скромность).
4. Вирья (энергия).
5. Дхьяна (медитация)
6. Праджня (мудрость).

1. Дана, милосердие, означает: отдать во благо и на пользу всем существам (сарвасаттва) всё, что можно отдать - не только материальные блага, но и познания, будь они мирскими, религиозными или духовными (знание дхармы, последней истины). Все бодхисаттвы были готовы отдать для спасения других даже свою жизнь.
История японского буддизма даёт один наглядный пример самопожертвования наставника дзэн.
В политический период японской истории, называемый "эрой войн" (ХVІ в.), страна была разорвана на множество независимых княжеств, во главе которых стояли воинственные властители. Ода Нобунага оказался сильнейшим из них. Когда он нанёс поражение соседнему семейству Такэда, один из членов последнего спрятался в дзэнском монастыре. Армия Оды требовала передать его им в руки, но настоятель отзывался, говоря: "Теперь он под моим покровительством, и, как последователь Будды, я не могу его выдать." Осадивший монастырь военачальник грозился сжечь весь монастырь вместе с обитателями. Настоятель не поддавался, и все строения были преданы огню. Настоятель вместе с несколькими монахами оказались загнанными на второй этаж надвратной башни, где они уселись скрестив ноги. Настоятель потребовал, чтобы монахи выразили те мысли, которые возникли у них в этой ситуации, дабы преданные ему приготовились к последнему моменту. Каждый высказал свою позицию. Когда очередь дошла до настоятеля, тот тихо произнёс следующие строки:

Для мирной практики дхьяны (медитации)
Нет нужды уходить в горное убежище.
Очистить ум от всех страстей,
И даже огонь тогда холоден и свеж.

А затем сгорел вместе с остальными.

2. Шила есть соблюдение данных Буддой заповедей моральной жизни. В случае покинувших свои дома монахов эти заповеди имеют целью поддержание порядка или братства (сангха). Это модель общества, идеалом которого является мирная и гармоничная жизнь.
3. Кшанти обычно понимается как "терпение", но на деле означает терпеливое и даже равнодушное претерпевание всех унижений. Как говорит Конфуций, "благородный человек не питает злых чувств даже там, где его заслуги и труды не признаны другими". Ни один последователь буддизма не почувствует себя униженным, если его недооценили или даже несправедливо оставили без внимания. Они стойко выносят также самые неблагоприятные условия.
4. Вирья этимологически означает "мужество". Человеку дзэн следует преданно и энергично совершать всё, что согласно с дхармой.
5. Дхьяна представляет собой удержание ума в покое в любых обстоятельствах, будь они благоприятными или нет, без помех и без печалей даже там, где одна за другой возникают враждебные ситуации. Это требует немалых упражнений.
6. Праджня. Для неё нет подходящего английского или вообще европейского слова, поскольку у европейских народов нет равноценного праджне опыта. Это опыт человека, когда он чувствует - в самом фундаментальном смысле слова - бесконечную тотальность вещей. Психологически это происходит, когда конечное эго прорывает свою скорлупу и предаётся бесконечному, которое охватывает всё конечное, ограниченное, а потому преходящее. Такой опыт в чём-то родственен целостной интуиции, трансцендирующей всякий частный, специфический опыт.

(Дайзетцу Т. Судзуки) “Лекции о дзэн-буддизме” (Материалы конференции, посвящённой проблемам взаимоотношения дзэн-буддизма и психоанализа. г. Куэрнавака, Мексика, август, 1957 г.)


 

Страница: 1 | 2 |

Просмотров: 8917



Copyright © 2009-2024 www.ВоинДуха.ru Программная поддержка - www.softout.ru


  Rambler's Top100

Разделы